— в машине вроде и не холодно, а чтоб окно не запотевали — приходится включать печку на среднюю скорость. В результате становится жарко, да и шумит она сильно.
Решил соорудить устройство для регулирования скорости вращения двигателя отопителя. Побороздив просторы инета, встречались в основном два способа:
1) Установка дополнительных сопротивлений от самар;
2) Регулирование с помощью ШИМ.
Первый вариант очень прост и дешев, но остается ступенчатость регулирования скорости (вместо двух положений делают 3 или четыре), ну и опять же КПД и сопротивления греются. Остановился на втором варианте.
Собрав несколько опытных образцов, добился уменьшения размеров и перешел на монтаж элементов на плату.
Плату нарисовал сначала в P-CAD'е, а потом методом "Лазерно-утюжной технологии" ) перевел на текстолит, после чего вытравил в хлорном железе. Для первого раза получилась очень даже не плохо). Просверлил дырочки и впаял все элементы. Примерная стоимость комплектующих:
— микросхема TL494 — 9 р;
— резистор 2к — 1 р;
— резистор 4.7к (входит в RC — цепочку, задающую частоту коммутации) — 1 р;
— резистор 100 Ом 2 Вт — 5 р;
— конденсатор 10 нФ (задает частоту) — 2 р;
— конденсатор 220мкФ 50 В (фильтр по питанию) — 6 р;
— переменный резистор 5к — 25 р;
— диод Шоттки SR560 — 7 р;
— полевой транзистор IRF1405 — 53 р;
Итого: — 110 р)
Транзистор выбрал относительно дорогой, но главное его преимущество — низкое сопротивление в проводящем состоянии (5.3 мОм) и, следовательно, маленькое тепловыделение.
При работе на печку Классики он греется примерно градусов до 45. Необходимость в радиаторе отпала).
По аналогии с первым вариантом переменный резистор подключается тремя длинными проводами к плате, чтобы была возможность разместить схему в удобном месте, но по возможности как можно ближе к мотору печки)
Принцип работы основан на ШИМ. Транзистор включен в разрыв минусового провода, идущего к двигателю печки, а к плюсвому проводу — диод и tl494cn по схеме.
Меняя продолжительность на периоде открытого состояния транзистора (частота коммутации порядка 25 кГц), мы тем самым изменяем среднее значение напряжения, подводимое к двигателю и таким образом регулируем его скорость.
Особенность данной установки в том, что мы по-прежнему управляем печкой стандартным выключателем, так как подключены после него, и в схеме остается предохранитель на печку.
Результаты:
— скорость плавно регулируется практически от 0 до максимума;
— транзистор греется, но не сильно;
— теперь в пробках печка не шумит и выполняет свои функции)
У кого какие вопросы, с удовольствием отвечу)





Сообщение отредактировал mimoto: 15 April 2011 - 07:19