Light Style© by Fisana

Перейти к содержимому



Фотография

Регулирование оборотов печки. Классика


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 13

#1 mimoto

mimoto

    Форумчанин

  • Пользователи
  • Pip
  • 14 сообщений
  • Город:Москва
  • Авто:MG ZT-T

Отправлено 24 March 2011 - 09:47

Весной и осенью в классике возникает проблема с печкой:
— в машине вроде и не холодно, а чтоб окно не запотевали — приходится включать печку на среднюю скорость. В результате становится жарко, да и шумит она сильно.
Решил соорудить устройство для регулирования скорости вращения двигателя отопителя. Побороздив просторы инета, встречались в основном два способа:
1) Установка дополнительных сопротивлений от самар;
2) Регулирование с помощью ШИМ.
Первый вариант очень прост и дешев, но остается ступенчатость регулирования скорости (вместо двух положений делают 3 или четыре), ну и опять же КПД и сопротивления греются. Остановился на втором варианте.
Собрав несколько опытных образцов, добился уменьшения размеров и перешел на монтаж элементов на плату.
Плату нарисовал сначала в P-CAD'е, а потом методом "Лазерно-утюжной технологии" ) перевел на текстолит, после чего вытравил в хлорном железе. Для первого раза получилась очень даже не плохо). Просверлил дырочки и впаял все элементы. Примерная стоимость комплектующих:
— микросхема TL494 — 9 р;
— резистор 2к — 1 р;
— резистор 4.7к (входит в RC — цепочку, задающую частоту коммутации) — 1 р;
— резистор 100 Ом 2 Вт — 5 р;
— конденсатор 10 нФ (задает частоту) — 2 р;
— конденсатор 220мкФ 50 В (фильтр по питанию) — 6 р;
— переменный резистор 5к — 25 р;
— диод Шоттки SR560 — 7 р;
— полевой транзистор IRF1405 — 53 р;
Итого: — 110 р)
Транзистор выбрал относительно дорогой, но главное его преимущество — низкое сопротивление в проводящем состоянии (5.3 мОм) и, следовательно, маленькое тепловыделение.
При работе на печку Классики он греется примерно градусов до 45. Необходимость в радиаторе отпала).
По аналогии с первым вариантом переменный резистор подключается тремя длинными проводами к плате, чтобы была возможность разместить схему в удобном месте, но по возможности как можно ближе к мотору печки)

Принцип работы основан на ШИМ. Транзистор включен в разрыв минусового провода, идущего к двигателю печки, а к плюсвому проводу — диод и tl494cn по схеме.
Меняя продолжительность на периоде открытого состояния транзистора (частота коммутации порядка 25 кГц), мы тем самым изменяем среднее значение напряжения, подводимое к двигателю и таким образом регулируем его скорость.
Особенность данной установки в том, что мы по-прежнему управляем печкой стандартным выключателем, так как подключены после него, и в схеме остается предохранитель на печку.

Результаты:
— скорость плавно регулируется практически от 0 до максимума;
— транзистор греется, но не сильно;
— теперь в пробках печка не шумит и выполняет свои функции)

У кого какие вопросы, с удовольствием отвечу)

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Сообщение отредактировал mimoto: 15 April 2011 - 07:19


#2 McALex

McALex

    Форумчанин

  • Пользователи
  • Pip
  • 50 сообщений
  • Город:Тула
  • Авто:21074

Отправлено 26 March 2011 - 10:03

я так понимаю вместо стандартной кнопки нужно будет ставить резистор переменный?

#3 mimoto

mimoto

    Форумчанин

  • Пользователи
  • Pip
  • 14 сообщений
  • Город:Москва
  • Авто:MG ZT-T

Отправлено 27 March 2011 - 07:09

я так понимаю вместо стандартной кнопки нужно будет ставить резистор переменный?


Стандартная кнопка остается на прежнем месте и исполняет свои функции, а переменный резистор можно вывести куда-либо для удобства (например, вместо регулятора яркости подсветки). Резистор служит лишь для задания режима работы микросхемы и не несет на себе силовой нагрузки.

#4 powerfull

powerfull

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 288 сообщений
  • Город:Ярославль(76)
  • Авто:ВАЗ 21053

Отправлено 27 March 2011 - 20:38

Я ошибаюсь,или эта схема будет работать и на управление скоростью дворников(на постоянном режиме-3е положение) если ее туда внедрить?
И еще вопрос.Нумерация выходов на микросхеме для удобства так раскидана?

#5 Golden_cat

Golden_cat

    Йа Кошко!

  • КошкО
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 9973 сообщений
  • Город:Москва, Шайтаново)
  • Интересы:руководство сиим автоклубом и общение с его замечательными участниками =)
  • Авто:КошКмобиль'074, Калиноспорт ЦЦнежок

Отправлено 27 March 2011 - 22:23

авторская статейка? Можно на сайт разместим?
Изображение

134325451.jpg 134325452.jpg
e-mail: golden_cat@lada.cc

Личные Сообщения также доступны


#6 mimoto

mimoto

    Форумчанин

  • Пользователи
  • Pip
  • 14 сообщений
  • Город:Москва
  • Авто:MG ZT-T

Отправлено 28 March 2011 - 05:07

авторская статейка? Можно на сайт разместим?
Изображение


Писал все собственноручно, за исключением картинки микросхемы, взятой с одного из сайтов. Думаю можно разместить). Единственное - надо оформить покрасивее, с более подробным фото.

#7 mimoto

mimoto

    Форумчанин

  • Пользователи
  • Pip
  • 14 сообщений
  • Город:Москва
  • Авто:MG ZT-T

Отправлено 28 March 2011 - 05:15

Я ошибаюсь,или эта схема будет работать и на управление скоростью дворников(на постоянном режиме-3е положение) если ее туда внедрить?
И еще вопрос.Нумерация выходов на микросхеме для удобства так раскидана?


В принципе должна работать, только она может только понижать скорость. Для варианта с дворниками схема скорее всего упростится (можно транзисторы послабже взять, конденсатор емкостью поменьше).
Этой схемой показана сама идея, а вариантов реализаций очень много)
По поводу нумерации - это для удобства, а так там 16 ножек по порядку идут.

#8 mimoto

mimoto

    Форумчанин

  • Пользователи
  • Pip
  • 14 сообщений
  • Город:Москва
  • Авто:MG ZT-T

Отправлено 15 April 2011 - 07:20

Немного модернизировал устройство) и добавил примерную стоимость комплектующих

#9 powerfull

powerfull

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 288 сообщений
  • Город:Ярославль(76)
  • Авто:ВАЗ 21053

Отправлено 16 April 2011 - 19:53

mimoto,
Слушай,а можно не схему паять,а например,все это дело проводками скомутировать?Ну на той же плате печатной.А то не силен я в схемах... :)

#10 mimoto

mimoto

    Форумчанин

  • Пользователи
  • Pip
  • 14 сообщений
  • Город:Москва
  • Авто:MG ZT-T

Отправлено 18 April 2011 - 05:44

mimoto,
Слушай,а можно не схему паять,а например,все это дело проводками скомутировать?Ну на той же плате печатной.А то не силен я в схемах... :)


Можно и проводками) я так первый образец сделал. Желательно только чтоб 8 и 11 ножка микросхемы, которая идет на затвор транзистора, подсоединялась короткими проводами

#11 powerfull

powerfull

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 288 сообщений
  • Город:Ярославль(76)
  • Авто:ВАЗ 21053

Отправлено 18 April 2011 - 21:52

Желательно только чтоб 8 и 11 ножка микросхемы, которая идет на затвор транзистора, подсоединялась короткими проводами

Спасибо,за подсказку и в общем за ответы.
Надо будет взяться на досуге... :)

#12 x-rayX

x-rayX

    Форумчанин

  • Пользователи
  • Pip
  • 19 сообщений
  • Город:Украина.г.Луганск
  • Авто:ВАЗ 2104

Отправлено 20 June 2011 - 06:49

Приветствую!
Вопрос 1: Чем можно заменить диод Шоттки? С какими то другими х-ками можно или только такой? Не могу найти у себя в городе нигде
Вопрос 2: Можно привести другую схему, попроще, а конкретно, каккая нога с какой ногой соединяется, так сказать для чайников:) Без заумностей, вроде сток-исток, затвор...:)
Вопрос 3: Что за синенький компонент на фото на плате? В перечне нет такого
Вопрос 4: полевика IRF1405 не нашел, нашел IRF1404, у него 40В; 0.004 Ом; 162A против IRF1405 55В; 0.0053 Ом; 118-169А. Сильно ли критично и на что повлияет в общем
Купил все по списку, а спаять не получается, т.к. не силен в таких схемах, хотя с паяльником дружу:)
Изображение
Изображение
Очень хочу сделать себе, т.к. вещь действительно полезная, спасибо автору!

#13 kRIPton

kRIPton

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 188 сообщений
  • Город:73 Ульяновск
  • Авто:Плодово-ягодный сарай (Калина универсал)

Отправлено 20 June 2011 - 08:04

Отличная статейка, я как раз печкой занимаюсь. Вот только в данной схеме не буду использовать переменный резюк, а ограничусь парочкой постоянных и переключателем скоростей. Думаю, точность регулировки оборотов вентилятора ненужна, достаточно пошаговой.

Проект "Lada-Forester в 4-м кузове" продан, а жаль.


#14 mimoto

mimoto

    Форумчанин

  • Пользователи
  • Pip
  • 14 сообщений
  • Город:Москва
  • Авто:MG ZT-T

Отправлено 20 June 2011 - 08:55

Приветствую!
Вопрос 1: Чем можно заменить диод Шоттки? С какими то другими х-ками можно или только такой? Не могу найти у себя в городе нигде
Вопрос 2: Можно привести другую схему, попроще, а конкретно, каккая нога с какой ногой соединяется, так сказать для чайников:) Без заумностей, вроде сток-исток, затвор...:)
Вопрос 3: Что за синенький компонент на фото на плате? В перечне нет такого
Вопрос 4: полевика IRF1405 не нашел, нашел IRF1404, у него 40В; 0.004 Ом; 162A против IRF1405 55В; 0.0053 Ом; 118-169А. Сильно ли критично и на что повлияет в общем
Купил все по списку, а спаять не получается, т.к. не силен в таких схемах, хотя с паяльником дружу:)
Изображение
Изображение
Очень хочу сделать себе, т.к. вещь действительно полезная, спасибо автору!


Добрый день)
Ответы на вопросы:
1) Можно поставить любой диод с током больше или равно 5 А, у меня поначалу стоял со сгоревшего блока питания компа;
2) Приложил схему соединений: к разъему J1 с циферками 1 2 3 подключается переменный резистор, причем контакт 2 к среднему выводу на резисторе (1 и 3 можно менять местами, из-за чего скорость будет увеличиваться вращением резистора либо по часовой либо против часовой стрелки); к разъему MOLEX 1 контакт "+", 2 контакт "корпус машины или постоянный минус", 3 контакт - на минус печки;
3) это частотозадающий конденсатор на 10 нФ, просто другого под рукой не было и поставил такой громадный);
4) этот даже по-лучше будет, по идее меньше греться будет). Главное что это транзистор с N-каналом, с транзисторами другого типа работать не будет.
Изображение

Ссылка на описание микросхемы http://spblan.narod..../shim/TL494.htm, где можно посмотреть нумерацию контактов.

По поводу транзистора: если смотреть на переднюю часть (то есть где надпись и маркировка), то ножки слева направо - затвор сток исток.

P.S. Мне приятно, что понравилась идея). Если не секрет, то насколько мои цены на детальки отличаются от ваших?

Отличная статейка, я как раз печкой занимаюсь. Вот только в данной схеме не буду использовать переменный резюк, а ограничусь парочкой постоянных и переключателем скоростей. Думаю, точность регулировки оборотов вентилятора ненужна, достаточно пошаговой.


В принципе с несколькими постоянными резисторами тоже вариант. Только надо подобрать сопротивления под нужные режимы.




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей