» » » МОСКВА-СОРТИРОВОЧНАЯ - ВАЗ-21113, студия «Евро-Имериал»
Информация к новости
  • Просмотров: 418
  • Автор: admin
  • Дата: 11-08-2005, 22:57
11-08-2005, 22:57

МОСКВА-СОРТИРОВОЧНАЯ - ВАЗ-21113, студия «Евро-Имериал»

Категория: Автозвук / Автозвук - Системы

Автор: Сергей ГАВРИЛЮК
АВТОЗВУКОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО пробивает себе дорогу в нашу повседневную жизнь многими путями. Одна часть автомобилистов располагает субботой с полагающимся к ней воскресеньем как велит религия, семейное положение, привычки и бюджет. Таким ничего не остаётся, кроме как переложить приятные творческие хлопоты на плечи установочных студий. Другие обладатели средств передвижения считают своим долгом всё сделать самостоятельно и порой изнуряют себя, пытаясь расширить 48 выходных часов за счёт вечеров и ночей оставшихся дней недели. Третьи — сторонники золотой середины. Для них car audio не бизнес, но решимости и революционных идей — на десятерых профессионалов. Их лозунг: «Идеи — наши, руки — ваши».

Именно на этом, третьем пути и пересеклись нереализованные замыслы Фёдора, владельца тольяттинской «сто тринадцатой», и возможности установщиков из студии «Евро-Империал». Результатом пересечения стала очень любопытная звуковая система с 4-полосным фронтом и сабвуфером, построенная на бюджетных компонентах.

МОСКВА-СОРТИРОВОЧНАЯ - ВАЗ-21113, студия «Евро-Имериал»МОСКВА-СОРТИРОВОЧНАЯ - ВАЗ-21113, студия «Евро-Имериал»
Фёдор далеко не случайный человек в автозвуке, и начало своему увлечению положил ещё в 1991 году, когда привезённую из-за начавшего тогда ржаветь «железного занавеса» магнитолу Sony и советскую акустику он поставил в машину своего деда. А первый же автомобильный усилитель Calcell, прошедший таможенную очистку на границах нашего отечества в 1993 году, именно благодаря стараниям Фёдора немедленно перекочевал на борт дедова экипажа. Раннее и близкое знакомство с возможностями российской автомототехники довольно быстро вывело на тему серьёзной механической доработки двигателей, трансмиссии и подвески изделий тольяттинских конвейеров. Поэтому с некоторыми нынешними сотрудниками «Евро-Империала» Фёдор знаком уже пять лет, ещё со времён совместных тюнинг-проектов. Кстати, именно Фёдор поправил меня, когда я записывал индекс вазовской модели: не «сто одиннадцатая», а «сто тринадцатая», с доработанным двигателем увеличенного до 1,7 литра объёма. Дело тонкое, что и говорить, теперь будем знать.

Обе разновидности твитеров смонтированы на минимальном расстоянии друг от другаОбе разновидности твитеров смонтированы на минимальном расстоянии друг от друга
Субботние и воскресные размышления давнего знакомого установщиков из «Евро-Империала» были отягощены несколькими безоговорочными начальными условиями. Первым, разумеется, была музыка, здесь всё стало ясно с самого начала — классический рок, начиная с Led Zeppelin и Pink Floyd и далее, вплоть до современных «классиков», вроде немцев из Rammstein. На втором месте стоял бюджет системы, причём не самоцелью сэкономить на всём, вплоть до последнего самореза, а, скорее, как вызов дорогим мобильным установкам — Фёдор решил подвергнуть серьёзной проверке формулу качество/цена для возможно большего числа компонентов и найти максимальное значение частного. И в третью очередь следовало учесть назначение машины — «рабочий универсал» для ежедневных городских поездок и перевозок габаритного компьютерного «железа» не допускает вольных багажных инсталляций.

Место расположения CD-ресивера традиционно для салона десятого семействаМесто расположения CD-ресивера традиционно для салона десятого семейства
Вот и дошло до сортировки. Отбор компонентов для поддержки бюджетного вызова потребовал долгой и кропотливой работы заказчика и студии. Ведь в проекте значилась не просто фронтальная трёхполосная система с добавочными супертвитерами, а полноценные четыре полосы только на фронт, не считая пятой, традиционно отданной в автомобиле на нужды суббасового диапазона. Чтобы не быть связанным заводскими конструкциями разделительных фильтров, совместными усилиями были рассчитаны и изготовлены пассивные кроссоверы, упакованные в два комплекта из трёх термоусадочных гильз.

Твитер установлен внизу и направлен вдоль лобового стекла, а стоящий над ним супертвитер повёрнут в сторону слушателейТвитер установлен внизу и направлен вдоль лобового стекла, а стоящий над ним супертвитер повёрнут в сторону слушателей
Излучателям четвёртой полосы, УВЧ (ультра ВЧ), следовало отрабатывать свой хлеб, обеспечивая «воздушную и прозрачную», по определению Фёдора, верхушку, здесь важна была работа выше 10 кГц, всё остальное, включая и привычные представления о брэндах и ценах, было вторичным. Так оказалось, что лучше всех заданным критериям отвечали... отечественные изделия Аркан ТВ4501. Заметим «в сторону»: эти динамики в составе компонентной акустики AC-2003SE были у нас «на ковре» в «АЗ» №3/2004, и тогда мы отметили исключительно удачные характеристики пищалок при работе на оси излучения. Расчётная частота раздела ВЧ/УВЧ составила 13,5 кГц. На роль обычных, не «супер», твитеров пробовалась продукция многих марок, в т.ч. именитые Boston, Morel и Polk Audio. При сортировке основным критерием было отсутствие нерегулярностей на АЧХ в диапазоне 6 — 9 кГц, которые весьма заметны на слух и изрядно портят звуковую картину. Здесь выбор стал тоже довольно незатасканным: как оказалось, при прочих равных наилучшим результатом деления качества на цену обладает пищалка Kicx NDC 25SN. Второй кроссовер, установленный на одной печатной плате с супертвитерным, ограничивает полосу частот в пределах 5,8 — 13,5 кГц.

Крупная магнитная система и немаленькая установочная глубина определили размер конструкции для установки мидбасовКрупная магнитная система и немаленькая установочная глубина определили размер конструкции для установки мидбасов
Рассказывая про сортировку мидрейнджей, Фёдор сразу уточнил, что диффузорные динамики он не брал в расчёт потому, что для излучателей СЧ-диапазона было отведено место в кикпанелях, требующее широкой диаграммы направленности. Модель была выбрана быстро, а экземпляр — не очень. Из ящика с 20 (двадцатью!) штуками Ivolga CS-2,5 MID Фёдор отобрал пару динамиков с минимальными значениями собственной резонансной частоты и полной добротности. Это дало возможность установить нижнюю границу полосы СЧ ниже типично рекомендованного для этих головок значения. Пассивный кроссовер, упрятанный в свою термоусадку, задаёт полосу частот от 540 Гц до 5,8 кГц.

Кикпанельный стеклопластиковый подиум задает направление СЧ-динамика выше рукоятки КППКикпанельный стеклопластиковый подиум задает направление СЧ-динамика выше рукоятки КПП
Неожиданным образом переключились стрелки сортировочной горки на низких частотах фронта. Опробованные бюджетные динамики диаметром 16 см напрочь отказывались давать искомый результат, а он заключался в возможно более глубоком заходе фронтальных басовиков в область нижнего баса. В ходе поисков на борт машины попали даже 20-сантиметровые MB Quart. Однако более богатым (по ассортименту) и не в пример менее дорогим (по цене) оказался выбор среди низкочастотных «блинов» калибра 6 х 9 дюймов, поэтому замыкающим вагоном в состав фронтальной акустики попали Mystery MWD69. Это «блины» не совсем обычной конструкции: пищалки размещены на «мостиках» над диффузором и сделаны съёмными, кроссовер — внешний, так что полноценный низкочастотник выделяется из состава системы после несложных манипуляций. Динамики, однако, подверглись некоторой доработке. По совместному опыту Фёдора и его партнёров из «Евро-Империала» диффузоры из стеклоткани в недорогой акустике после продолжительной работы могут несколько «растрепаться» и начать пропускать через себя воздух. Чтобы этого избежать, решено было пропитать стеклоткань диффузоров специальным вязким составом. (Каким — не говорят, несмотря на давление со стороны редакции.) Когда динамики прошли первичную разминку, эта же секретная химия легла и на поверхность центрирующих шайб, стабилизировав их механические свойства. Диапазон частот фронтального баса ограничен сверху отдельным фильтром НЧ с частотой среза 540 Гц.

Багажные возможности кузова типа «универсал» остались без измененийБагажные возможности кузова типа «универсал» остались без изменений
Суббас в системе формирует 12-дюймовая головка MB Quart RWC 304, оснащённая двумя звуковыми катушками. Ограничение по полосе сверху и снизу выполнено фильтром-сабсоником усилителя (22 Гц) и фильтром НЧ на 50 Гц, всё, что выше, отрабатывают фронтальные басовики, как и было задумано.

Всё акустическое хозяйство звуковой установки приводится в движение с помощью двух 2-канальных усилителей Oris CA-702, один фронтального, а другой сабвуферного предназначения. По солидарному мнению заказчика и установщиков, среди одноклассников альтернативы этим моделям по критерию качество/цена просто не существует. Каждая звуковая катушка саба подключена к отдельному каналу усиления. Качество питания обоих усилителей поддерживается буферным конденсатором ёмкостью 1 Ф.

Крупные отверстия в откидной крышке обеспечивают приток холодного воздуха в нишу крылаКрупные отверстия в откидной крышке обеспечивают приток холодного воздуха в нишу крыла
При столь долгом и тщательном отборе компонентов марка головного устройства тоже оказалась далеко не случайной. Возможности оперативной коррекции звука в Pioneer DEH-P7600MP стали решающим фактором во время очередной субботней сортировки безбрежного моря марок и моделей «голов» рациональной ценовой категории.

Сабвуфер-«стелс» легко извлекается из ниши правого крылаСабвуфер-«стелс» легко извлекается из ниши правого крыла
После того как идеи Фёдора материализовались в компоненты и принципы их установки, инициатива полностью перешла в руки специалистов «Евро-Империала», которым предстояло довести процесс до логического конца. Несмотря на сложную, 4-полосную сортировку звуковых частот, использованную для фронтальной акустики, расположение динамиков более или менее традиционно. Мидбасы смонтированы в дверях, среднечастотники заняли кикпанели, а оба комплекта пищалок стоят на передних стойках кузова. Повсеместное применение стеклопластиковых технологий, специальная подготовка поверхностей и их окраска позволили добиться эффекта мимикрии под заводскую отделку всех новых деталей салона.

Усилители и сильноточные компоненты собраны на металлической раме в единый блокУсилители и сильноточные компоненты собраны на металлической раме в единый блок
Когда шла акустическая подготовка дверей, весьма остроумно были использованы штатные трубчатые брусья безопасности, которые проходят через всю дверь и делят её практически пополам. Чтобы обратное излучение мощных и высокочувствительных фронтальных «блинов» не раскачивало, как мембрану большого барабана, дверную обшивку, она жёстко прикреплена к брусьям. Кроме того, все детали дверей, как, впрочем, и всего остального кузова (за исключением крышки капота), заглушены вибродемпфирующими и шумоизоляционными листами STP. Внутренние, силовые подиумы-проставки фронтальных мидбасов выполнены из фанеры и стеклопластика. Монтажно-декоративные элементы, укреплённые поверх заводских обшивок, в процессе обратной сборки двери были состыкованы с внутренними подиумами и «пакетом» стянуты с дверным металлом длинными саморезами. В последнюю очередь выполнялась установка динамиков, которые уже коротким крепежом зафиксированы поверх подиумов.

Задняя часть корпуса саба выполнена из многослойного стеклопластикового композитаЗадняя часть корпуса саба выполнена из многослойного стеклопластикового композита
Аналогичным способом, с помощью фанерных колец, стеклопластиковых обводов и фрагментов заводских фальшпанелей, были сформированы и посадочные места под купольные динамики. Геометрическая ось каждого купольника направлена чуть выше рукоятки КПП. Более высокое положение серединкам занять не удалось, поскольку начинают сказываться обильные переотражения от нависающей торпедо и накладки центрального тоннеля.

Толщина передней MDF-стенки ящика достигает 40 ммТолщина передней MDF-стенки ящика достигает 40 мм
Пищалки смонтированы на стойках практически рядом, «по-точечному», примерно на уровне ушей передних седоков. «Просто» твитеры стоят ниже своих соседей по диапазону, отвёрнуты от слушателей и направлены чуть вниз, вдоль лобового стекла. Супертвитеры, наоборот, повёрнуты в салон и чуть вверх, в сторону внутрисалонного зеркала, ближе к режиму прямого излучения. Разумеется, такое сочетание геометрии ВЧ и УВЧ-диапазонов было выбрано не в результате многодневного математического моделирования на военном суперкомпьютере, а после неоднократного прослушивания специального тестовой «нарезки», которую Фёдор подготовил из наиболее сложных пассажей своей музыкальной коллекции и записал на CD-болванку. Традиционному испытательному материалу тоже нашлось место, и домашнюю заготовку по очереди сменяли диски FSQ, EMMA и «Let’s Test!»

Схема установкиСхема установки
После фронтального изобилия багажный отсек покажется многим верхом аскетизма, но на то были, как я уже упоминал, веские причины профессионального толка, которые занимают пять дней недели из семи в жизни трудоспособного населения. Оба усилителя и полагающийся им конденсатор установлены в левое крыло на специальной откидной крышке с отверстиями, дающими приток холодного воздуха в замкнутый закуток. Левое крыло оказалось предпочтительнее правого, поскольку аккумулятор в машине тоже стоит слева, и силовые кабели пролегли по самому короткому и самому логичному пути.

С правой стороны, напротив усилителей, установлен сабвуфер-«стелс» ЗЯ объёмом 28,5 литра. Его передняя стенка суммарной толщиной 40 мм изготовлена из MDF, а задняя, подобно многим «невидимкам», выклеена из стеклопластика. Ящик получился не только «малозаметным», но и легкосъёмным, чем установщики пренебрегать не стали и снабдили акустические кабели разъёмом для безболезненного отключения динамика от сабвуферного усилителя.

«Великий почин» рабочих депо «Москва-Сортировочная» решил проблему субботнего досуга для части трудящихся как минимум на одну субботу в год на семьдесят лет вперёд. Что до фанатиков своего дела вообще и car audio в частности, то их «субботники» как начались задолго до почина железнодорожников, так до сих пор и не прекращаются, продолжаясь круглый год, семь дней в неделю, дай бог им здоровья. Ну, а если ваши — только идеи, тогда осваивайте «метод сортировочной горки», результаты, как оказалось, вдохновляют...

СВОИМИ УШАМИ
Поскольку музыкальный профиль системы был предельно ясен, я извлёк из дежурного чемоданчика сборник рок-музыки «Gothic Party», вышедший приложением к «АЗ» №2/2004. Помимо тематического соответствия, дорожки этого диска обладают мощнейшим суббасовым потенциалом, способным поставить в тупик многие звуковые системы. АЧХ установки я к этому времени уже видел, поэтому ожидаемое укрупнение суббасовых частот было вдвойне интригующим.
Первый трек отметился плотным и слитным басовым регистром, на фоне которого серединка и верхушка звукового диапазона выглядели очень сдержанными. Второй трек произвёл сильное впечатление граничащим с инфранизкими частотами басом, на фоне которого даже гитарный ритм звучал не очень выразительно. Клавиши и скрипки с третьей дорожки оказались хорошо проработаны, а вокальная партия прозвучала очень проникновенно. Симфонические контрабасы и виолончели, привлечённые музыкантами Lacrimosa для записи четвёртого трека, отлично уравновесили обычно такие пронзительные скрипки. На композиции №6 высокие частоты показались излишне приглушёнными, а нешуточный размах сигнала в басовом диапазоне вынудил несколько уменьшить громкость. Очень понравилось впечатляющее вступление этно-готики в исполнении Shiva In Exile, признаюсь честно, без мурашек по коже дело не обошлось.
Зная, какой «заряд бодрости» кроется в «Готической вечеринке», я уточнил у Фёдора настройки тембра головного устройства. Оказалось, что все корректоры выведены в ноль, а уровни фронта и саба установлены в ездовой режим для гулкого кузова типа «универсал». Вернув в приёмную щель CD-ресивера хозяйский диск Rammstein, я обнаружил несколько иной, чем у готов, расклад. Субъективно звук системы выровнялся, низкочастотный акцент выгодно подчеркнул бас-гитару и ударные, а плотный спектр среднечастотных составляющих прозвучал на удивление мягко и разборчиво. Я не считаю себя большим поклонником Rammstein, но то, как их музыка прозвучала в машине Фёдора, может подтолкнуть к пересмотру пристрастий



Басы вытянулись во весь рост, что уж там говорить. При этом максимум пришёлся не на злополучные 50 Гц, как случается куда чаще, чем хотелось бы, а на более «вкусные» 40, ниже этой частоты звуковое давление остаётся на 10 — 15 дБ выше, чем на верхнем басе. Который от 63 Гц и выше фронтальные «лопухи» отыгрывают очень честно. Средние частоты, действительно, заметно ослаблены, в особенности вблизи частоты раздела НЧ/СЧ, возможно, даже после «сортировки» купольники Ivolga так низко не затягиваются. А вот «двухполосные» пищалки со свей задачей справились отменно, в том числе и там, где за частотную характеристику целиком отвечают УВЧ-излучатели рязанской работы.Басы вытянулись во весь рост, что уж там говорить. При этом максимум пришёлся не на злополучные 50 Гц, как случается куда чаще, чем хотелось бы, а на более «вкусные» 40, ниже этой частоты звуковое давление остаётся на 10 — 15 дБ выше, чем на верхнем басе. Который от 63 Гц и выше фронтальные «лопухи» отыгрывают очень честно. Средние частоты, действительно, заметно ослаблены, в особенности вблизи частоты раздела НЧ/СЧ, возможно, даже после «сортировки» купольники Ivolga так низко не затягиваются. А вот «двухполосные» пищалки со свей задачей справились отменно, в том числе и там, где за частотную характеристику целиком отвечают УВЧ-излучатели рязанской работы.

ВАЗ-21113,
студия «Евро-Имериал»

Тип системы: аудио
Состав: 4-полосный фронт +
сабвуфер
Источник: Pioneer DEH-P7600MP
Усилители: ORIS CA-702
Акустика: Аркан ТВ4501,
Kicx NDC 25SN, Ivolga CS-2,5 MID,
Mistery MWD69
Сабвуфер: MB Quart RWC 304
Студия: «Евро-Империал»


Источник: Журнал "Автозвук" • № 4 / 2005 http://www.avtozvuk.com

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течение 5 дней со дня публикации.