» » » Сила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox Celesta
Информация к новости
  • Просмотров: 643
  • Автор: admin
  • Дата: 17-08-2005, 22:16
17-08-2005, 22:16

Сила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox Celesta

Категория: Автозвук / Автозвук - Системы

Автор: Алексей ГВИШАНИН
Создание таких машин требует от студий профессиональной установки аудиоаппаратуры известной отваги. И дело даже не в том, что немалые средства, время и усилия потрачены на товар, который и товаром-то не
Сила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox CelestaСила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox Celesta
является, ведь такое авто не будет никому продано, и все, что в него
вложено, идет из кармана создателей. Дело тут в другом. Соревновательная машина – это машина с такой установкой, которой авторы показывают: «Вот как мы можем сделать, если нам никто не указывает, а руководствуемся только своими профессиональными замыслами, концепциями и идеями».

При такой заявке мгновенно отпадает успешно освоенная всем сообществом профессиональных установщиков отмазка от замечаний по поводу тех или иных дефектов в звучании (или дизайне) автомобиля, выставленного ими на соревнованиях: «Так захотел клиент!»

Когда судьям и зрителям предъявляется соревновательная машина, аргумент этот автоматически заземляется. Клиента нет, вмешиваться в авторский замысел некому, и теперь как на ладони: что умеет установщик и как он сумел это доказать.

Сила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox CelestaСила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox Celesta
Сила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox CelestaСила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox Celesta
Доказывать можно разное. Например: «Дайте мне неограниченный бюджет на аппаратуру, сверхъестественного качества (и соразмерной стоимости) автомобиль – и вот тогда я вам всем покажу!» И покажет, спору нет, установщики у нас не безрукие, видели, восхищались, фотографировали и вздыхали.

Когда в студии Vox Celesta замышлялась «боевая машина», доказывать собирались совершенно другое. А именно:

* Можно создать на базе обычной, даже скромной машины великолепную аудиоустановку.

* Можно создать великолепную аудиоустановку, ни в малейшей степени не затронув практичность автомобиля, даже небольшого.

* Компоненты системы подбираются не по принципу «бери самое дорогое», а по принципу «бери самое подходящее».

* И наконец: хотелось показать, что умелая интеграция аудиосистемы в дизайн интерьера способна коренным образом этот дизайн улучшить (а не просто не испортить, что часто почиталось как идеал).

Сила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox CelestaСила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox Celesta
Источник сигнала в системе – CD-ресивер Clarion DRX9255, многими признаваемый одним из лучших головных аппаратов современности. Его теперь, кстати, еще не так просто найти. «Голова» соединена оптическим кабелем с шестидисковым чейнджером модели 635, установленным в «бардачке». Над чейнджером осталось свободное место, и там предусмотрено одно удобство, которого так часто не хватает. Казалось бы, мелочь, но вспомните, как нередко приходится бросать вынутый из CD-ресивера диск куда попало, потому что на ходу искать коробку не с руки. Здесь сразу была предусмотрена обшитая мягким текстильным покрытием ниша, куда можно либо пристроить диск, либо хранить там резервный магазин, для особо предусмотрительных.

Сила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox CelestaСила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox Celesta
Сила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox CelestaСила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox Celesta
Кроме головного устройства взору водителя и пассажира открываются только два элемента аудиоустановки, смонтированные здесь же, на центральной консоли. Это – устройство контроля бортового напряжения BRAX и блок дистанционного управления системой Epicenter, основной блок которого упрятан под полку под задним стеклом. Собственно, в центральной консоли есть еще один элемент, причем очень существенный, но его вы пока не видите. О нем – позже.

С выхода источника сигнал по одному-единственному межблочному кабелю уходит в багажник, где сосредоточены все устройства для обработки и усиления этого самого сигнала. Перед усилением сигнал обрабатывают два устройства. Первое – блок цифрового восстановления басов Audio Control Epicenter, благодаря которому можно получить еще одно убедительное доказательство вышесказанному: запас системы по нижней граничной частоте заметно превосходит полосу частот, записываемую на компакт-дисках среднего качества. Второе – электронный кроссовер Zapco AXI.

Усиление поручено трем двухканальным агрегатам одной марки Zapco, но трех разных моделей: Studio 50, Stuido 100 и Studio100X (вариант 100 со встроенным кроссовером).

Сила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox CelestaСила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox Celesta
Все три усилителя отнимают строго нулевой объем от полезного пространства внутри автомобиля, поскольку смонтированы в утолщенной полке под задним стеклом. Сверху отсек усилителей закрыт крышкой, обтянутой тканью под цвет интерьера, а по краям в нижнюю стенку врезаны два вентилятора: один работает на вытяжку, а другой – на нагнетание, так что отсек усилителей непрерывно продувается по всей длине, а поток воздуха ориентирован оптимально – вдоль ребер охлаждения усилителей.

Сила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox CelestaСила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox Celesta
Сферы влияния усилителей поделены так: Studio 50 работает на середину и верха. Поступающий на него сигнал ограничен снизу на уровне 800 Гц активным кроссовером Zapco AXI, а между СЧ- и ВЧ-головками сигнал делится пассивным кроссовером собственной разработки Vox Celesta. Усилитель небольшой мощности для работы в СЧ/ВЧ-звене был выбран совершенно осознанно. Доля в общем балансе мощности, приходящаяся на средне- и верхнечастотные излучатели, невелика, и если бы в этом звене работал мощный усилитель, то он функционировал бы на уровне 5 – 10 % от номинальной мощности. А специфика транзисторных усилителей такова, что минимум нелинейных искажений достигается не при минимальной мощности, а при выходном сигнале, составляющем 25 – 50% от максимального. Вот и решили подобрать усилитель под сигнал, а не наоборот.

Сигнал с частотами ниже 800 Гц поступает на входы более мощного Studio 100, обслуживающего мидбасы, и Studio 100X, нагруженного на сабвуфер.

Трехкомпонентная фронтальная акустика тоже собиралась нетрадиционным образом: 6-дюймовые мидбасы Helix HXS 206, 4-дюймовые СЧ-головки Infinity Kappa и 28-миллиметровые «пищалки» Dynaudio MD100.

С высокочастотниками вопрос выбора вообще как-то не стоял. На сегодня мало кто из мира автомобильного «писка» может составить конкуренцию MD-100, нравится это нам или нет.

А СЧ-головки – другая история, здесь решение оказалось довольно неожиданным. «Серединки» были позаимствованы из трехполосного набора Kappa 1cs. По виду они довольно похожи на 4-дюймовые мидбасы Kappa 40m, но сильно отличаются по конструкции и материалам подвижной системы.

Сила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox CelestaСила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox Celesta
Сила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox CelestaСила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox Celesta
С мидбасами эксперименты не закончились на HXS206. Новую версию соревновательной системы предполагается оснастить мидбасами Dynauido MW160. Проект такой перемены декораций возник не сам по себе, а после тщательного изучения установщиками Vox Celesta зачетных листов своей машины после двух состязаний, в которых «боевая девятка» выступала в одном классе с куда более навороченными машинами, и выглядела более чем достойно.

Сила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox CelestaСила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox Celesta
Сила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox CelestaСила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox Celesta
Теперь давайте снова подойдем к машине. Вас ничего не удивляет в размещении аппаратуры в багажнике? Правильно, ничего, что может удивить, там нет. Потому что там вообще ничего нет. Багажник пуст и приспособлен для перевозки клади в той же мере, что и у любой серийной 21099.

Когда авто было выставлено на обозрение публики на Калининском мосту и на Ходынском поле, опытный народ погружал голову в багажник и крутил там ею во все стороны, пытаясь понять, куда это втиснули сабвуфер, в существовании которого сомнений не было: с басом все было в порядке.

Сила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox CelestaСила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox Celesta
Сила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox CelestaСила доказательства - ВАЗ 21099, студия Vox Celesta
А сабвуфера в багажнике и не было. Его удалось спрятать... в самой середине салона. Сабвуфер «девяносто девятой» – законная гордость создателей установки. Низкочастотник построен на базе 8-дюймовой головки Infinity Beta, которая работает в фазоинверторе с полезным объемом 17 литров. При обычном подходе 17-литровый ящик занимает заметное место в багажнике, кроме того, нередко возникают проблемы с привязкой звука (эффект заднего баса) и велики потери звуковой энергии при проникновении излучения сабвуфера в салон автомобиля-седана.

Сабвуфер в 21099 выполнен так, что он кажется совершенно естественным продолжением центральной консоли (так называемой «бороды») в салоне. Но та его часть, что уходит под приборную панель и не видна с пассажирских мест, имеет крайне причудливую форму, с тем, чтобы использовать каждый кубический сантиметр пространства. Осложняло дело еще и то, что по задумке конструкторов требовалось вывести срез длинного тоннеля фазоинвертора в плоскость диффузора.

Сейчас, когда смотришь на обтянутую серой кожей и такого же цвета акустической тканью центральную консоль, кажется, что она здесь была всегда, а ведь не было ее там, и у мастеров из Vox Celesta есть целый фотоальбом, в котором зафиксированы все фазы трансформации.

Вообще, идея «переднего баса» последнее время сильно будоражит умы наших установщиков. Что бы там ни говорили про ненаправленность басов, звучание получается намного естественнее, если все излучатели сосредоточены в передней полусфере. В студии Vox Celesta с этим экспериментировали уже давно. Несколько мерседесовских «гелендвагенов» были оборудованы мини-сабвуферами под высокими передними сиденьями, но в «девяносто девятой» впервые эту концепцию удалось реализовать в салоне компактного седана.

Схема привязки аппаратуры ВАЗ 21099Схема привязки аппаратуры ВАЗ 21099
Серая кожа и акустическая ткань проходит через всю инсталляцию как единый мотив оформления, но главное не цвет, и даже не качество исполнения всей отделки, которое выше всяких похвал. Работа с формой – вот что важнее всего. Архитектура популярного семейства ВАЗовских «зубил» такова, что первая же круглая решетка на динамике в салоне выглядит инородным телом. Чтобы избежать этого впечатления, все вновь установленные элементы дизайна так или иначе обыгрывали «граненую» тему внешнего облика машины. Насколько это удалось, можно судить по фотографиям. Впрочем, вопроса в предыдущей фразе не ищите, его там нет. Удалось, да еще как.


Источник: Журнал "Автозвук" • № 7-8 / 1999 http://www.avtozvuk.com

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течение 5 дней со дня публикации.