» » » Формула-2 - ВАЗ 2111, студия «ПМ»
Информация к новости
  • Просмотров: 828
  • Автор: admin
  • Дата: 29-09-2005, 19:35
29-09-2005, 19:35

Формула-2 - ВАЗ 2111, студия «ПМ»

Категория: Автозвук / Автозвук - Системы

Автор: Алексей ГВИШАНИН
Цифра «2» здесь имеет прямой автозвуковой смысл. ВАЗ-2111 оборудована питерской фирмой «ПМ», это той, которая первой начала серийный выпуск сабвуферов для ВАЗов «десятого» семейства. Аудиосистема – полного, что называется, профиля: «голова» с чейнджером, трехполосная фронтальная акустика и сабвуфер, и на все про все – два канала усиления. Это «формульное» ограничение, установленное, правда, не FIA, а самим конструктором системы, Борисом Пуховым, не помешало получить не просто хороший, а призовой звук («серебро» на соревнованиях в С.-Петербурге 15 – 16 сентября). А уж что касается нетрадиционного подхода и оригинальных решений, то здесь машина почти вне конкуренции.

  Формула-2 - ВАЗ 2111, студия ПМФормула-2 - ВАЗ 2111, студия ПМ
В дополнение к головному блоку установлен чейнджер MF-51.В дополнение к головному блоку установлен чейнджер MF-51.
 В дополнение к головному блоку установлен чейнджер MF-51.В дополнение к головному блоку установлен чейнджер MF-51.


«Головная» часть системы относительно традиционна. Источник – CD-ресивер Nakamichi CD-45z и чейнджер MF-51. Отклонение от банальности здесь – в использовании выносного ЦАПа Nakamichi DAC-41. Здесь уже повеяло крутым хай-эндовым отношением к делу, и не случайно.

Усилитель в системе – один-одинешенек. Правда, по классу – всем усилителям усилитель. Двухканальный Brax-1000, предмет гордости одного из самых знаменитых германских домов автозвуковой моды Audiotec Fischer. Усилитель, в принципе, может быть оборудован кроссоверами самой причудливой конфигурации, поскольку там применена система сменных карточек-модулей коррекции сигнала BCC (Brax Crossover Card). Но в этой системе причудливости места не нашлось, канала-то всего два, поэтому единственное вмешательство в АЧХ аппарата выразилось в установке «карточки» с подтональным фильтром на 18 Гц. Вся остальная фильтрация – с помощью пассивных цепей, с минимальным вмешательством в тракт сигнала.

Фронтальная акустика – трехполосная Dynaudio System 340. Это значит – 7-дюймовый (такие у датчан калибры) мидбас, купольная «серединка» и пищалка MD-100, одна из лучших на сегодня. Все это трехполосное хозяйство (в двух экземплярах, естественно) сидит каждое на своем канале усилителя, с использованием штатного кроссовера, традиционно для Dynaudio минималистского по схеме и числу компонентов, но идеально согласованного именно с этим набором головок.

  «Проходная» емкость ФВЧ фронтальной акустики составлена из подобранных по номиналу пленочных конденсаторов.«Проходная» емкость ФВЧ фронтальной акустики составлена из подобранных по номиналу пленочных конденсаторов.
Снаряжение сабвуфера – 10-дюймовая головка Aura.Снаряжение сабвуфера – 10-дюймовая головка Aura.
 «Выхлоп» фазоинвертора снабжен аэродинамическим раструбом для снижения шумов. Вернее – их окончательного устранения.«Выхлоп» фазоинвертора снабжен аэродинамическим раструбом для снижения шумов. Вернее – их окончательного устранения.


Мидбасы и среднечастотники (довольно громоздкие, кстати, для купольных головок, габаритный диаметр у них, как у доброй диффузорной «пятерки») разместили в дверях на выступающих подиумах. Со всеми полагающимися в таких случаях делами: жесткость, виброизоляция и прочее. Обязательная программа, «школа», как говорят фигуристы. Произвольную программу откатали на пищалках. Они в питерской машине установлены у верхнего края лобового стекла, по сторонам зеркала заднего вида. Ежели кто не забыл (такое, вообще-то, не забывается, но мало ли что), установка пищалок в «десятках» по такой схеме была впервые предложена Д. Свободой для автомобиля, сделанного в студии СТЛ, и в полной мере, как тогда было показано, реализуется только в этой машине (из отечественных) и еще в одной-двух моделях иномарок из всего необъятного их множества. Только у немногих автомобилей сочетание кривизны и угла наклона стекла таковы, что расположенные почти по центру пищалки дают широкую и почти безукоризненно равномерную звуковую сцену.

На этих же двух каналах висит и сабвуфер. Как? А так, по схеме tri-mode. Tri-mode означает, что фронтальные акустические системы подключены каждая к своему каналу, а сабвуфер – между этими каналами мостом. О возможности подключения акустики по схеме tri-mode и возникающих при этом ограничениях мы упоминаем в каждом тесте двухканальных усилителей, но применяется эта схема по-прежнему нечасто. Ведь что для нее нужно? Во-первых, отфильтровать частоты, причем исключительно пассивными фильтрами, ведь все деление происходит на выходе усилителя. В простейшем случае используют фильтры первого порядка, тогда фронта подключают к усилителю через емкости, а сабвуфер – через индуктивность. Если номиналы выбраны правильно, то усилитель будет «видеть» на своих выходных клеммах четырехомную нагрузку выше частоты раздела и двухомную – ниже. Это если все сделано правильно. Если что не так, усилитель может встретиться с необходимостью работы на совсем низкоомную нагрузку, поэтому многие производители осторожничают и режим tri-mode для своих изделий рекомендуют с опаской.

  Там же, слева – буферный конденсатор с умом.Там же, слева – буферный конденсатор с умом.
Усилитель Brax-1000 не по рангу скромно спрятался за обивку багажника.Усилитель Brax-1000 не по рангу скромно спрятался за обивку багажника.
 Низко- и среднечастотные головки размещены в подиумах на передних дверях.Низко- и среднечастотные головки размещены в подиумах на передних дверях.


С усилителями Brax неприятностей даже в таком режиме не произойдет, они знамениты своей энергетикой, но здесь им чуждые режимы работы и не грозят. Борис Пухов схему tri-more реализовал в «люксовом» варианте, причем с очень грамотной настройкой. Взгляните на схему: фронтальная акустика подключена через фильтры второго порядка, а сабвуфер (между противофазными выводами каналов усилителя) – тоже через фильтр второго порядка, только еще с параллельным LCR-звеном, компенсирующим верхний горб на импедансной кривой сабвуфера-фазоинвертора.

Номиналы элементов фильтров на частоты 60 – 70 Гц получаются довольно-таки пугающие. Тем не менее, Борис решил не идти на компромисс и применил во всех звеньях кроссовера катушки с воздушным сердечником, а «проходные» конденсаторы ФВЧ фронтальной акустики поставил пленочные. Это при номинале 450 мкФ! Полуфабрикатом для этих емкостей послужили конденсаторы, выпускаемые (для неизвестных целей) одним из питерских предприятий, с которым у ПМ наладился рабочий контакт по части поставок компонентов. Шунтирующие сигнал емкости в ФНЧ и режекторе применены неполярные электролитические (пленочный на 2300 мкФ – это было бы уже чересчур даже для бескомпромиссного подхода), но высокого качества, фирмы Visaton.

  Низко- и среднечастотные головки размещены в подиумах на передних дверях.Низко- и среднечастотные головки размещены в подиумах на передних дверях.
Пищалки – у верхнего края лобового стекла, работают на отражении.Пищалки – у верхнего края лобового стекла, работают на отражении.
 Пищалки – у верхнего края лобового стекла, работают на отражении.Пищалки – у верхнего края лобового стекла, работают на отражении.


Катушки индуктивности – отдельная история (а что в этой машине история не отдельная, спрашивается?). Отсутствие магнитного сердечника, это – для минимальных искажений, обусловило большое число витков, и для того, чтобы удержать в рамках сопротивление обмотки, катушки намотаны проводом диаметром полтора миллиметра. Сами понимаете, какие получились габариты.

Но в итоге все как-то устроилось, и необъятные узлы фильтров благополучно поместились под обивку левого крыла в багажном отделении, где уже были прописаны усилитель и буферный конденсатор с автоматикой зарядки.

  В правом крыле разместился корпус сабвуфера, из серии Bloodhound, а длиннющий тоннель протянулся через весь багажник.В правом крыле разместился корпус сабвуфера, из серии Bloodhound, а длиннющий тоннель протянулся через весь багажник.
Одна из индуктивностей пассивного фильтра: диаметр 150 мм.Одна из индуктивностей пассивного фильтра: диаметр 150 мм.
 На отдельной плате – режектор резонанса фазоинвертора.На отдельной плате – режектор резонанса фазоинвертора.
Схема установки звуковой аппаратуры ВАЗ 2111Схема установки звуковой аппаратуры ВАЗ 2111

Правое крыло отдано сабвуферу. Сабвуферы для ВАЗов – специализация ПМ, но этот вышел все же необычный. Снаряжение саба – одна 10-дюймовая головка Aura Force 10. Корпус использовали стандартный, выпускаемый питерцами для установки в правое заднее крыло ВАЗ-2110/2111 («АЗ» №11/2000), но настроили на необычно низкую частоту: 30 Гц. Объем корпуса небольшой, и тоннель вышел очень длинный, тем более что Борис решил всеми силами избежать очень нелюбимого им «шипения» тоннеля на больших мощностях и для этого выбрал диаметр с запасом, 90 мм (обычно для 10-дюймовой головки 75 мм считается достаточным). Основа тоннеля – картонная труба, служащая, собственно, оправкой, по которой выклеена стеклопластиковая оболочка, основа жесткости конструкции. Тоннель располагается снаружи ящика, что неудивительно, потому что он в два с лишним раза длиннее корпуса сабвуфера. На выходном конце тоннеля вклеен аэродинамический раструб, поэтому струйные шумы не возникают в принципе, ни на каких мощностях. И это вполне уместно: мощности Brax-1000 дает в достатке, а все остальное сделано так, чтобы она нигде не терялась. Для гоночной «формулы» мощность – это жизнь...


Источник: Журнал "Автозвук" • № 11 / 2001 http://www.avtozvuk.com

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течение 5 дней со дня публикации.