» » » Лабараторная работа - ВАЗ 2109, "Лабаратория автозвука"
Информация к новости
  • Просмотров: 646
  • Автор: admin
  • Дата: 1-12-2005, 06:30
1-12-2005, 06:30

Лабараторная работа - ВАЗ 2109, "Лабаратория автозвука"

Категория: Автозвук / Автозвук - Системы

Автор: Андрей ИВАНОВ
СТУДИЯ «ЛАБОРАТОРИЯ АВТОзвука» существует уже около двух лет, и за это время набралась порядочная статистика обращений. Около 70% машин, приезжающих «на музыку» - ВАЗы девятой и десятой серий. То, что при такой географии все же не сто процентов - лишнее подтверждение: Россия - страна с рыночной экономикой и дурными дорогами. Большую часть оставшихся тридцати процентов составляют фирменные джипы.

Эта машина - серийная «девятка», принадлежит Александру Криворылову, ведущему установщику студии, и, задумывая для нее аудиосистему, Саша преследовал три цели одновременно (даже не две, как было недавно в одном аналогичном материале, а три). Во-первых, поставить себе систему, какая должна быть в машине профессионала автозвука, когда у установщика штатное «радио» это как-то не комильфо. Задуманная и реализованная в результате первоклассная система вовсе не стала свидетельством злоупотребления служебным положением, потому что для нее были предусмотрены еще две роли. Демо-кара, с помощью которого (благо всегда под рукой) можно определиться с заказчиком, что он хочет, как это сделать и что на что повлияет. А кроме того, был и план участия в соревнованиях.

  Фронтальная трехполосная акустика задумана для максимального динамического диапазона.Фронтальная трехполосная акустика задумана для максимального динамического диапазона.
CD/mp3-ресивер Alpine CDA-7894RB уникален по своим возможностям.CD/mp3-ресивер Alpine CDA-7894RB уникален по своим возможностям.
 В бардачке - чейнджер. Тоже с возможностью чтения mp3. Это значит - на 40 часов музыки в хорошем качестве или на 100 - в скромном.В бардачке - чейнджер. Тоже с возможностью чтения mp3. Это значит - на 40 часов музыки в хорошем качестве или на 100 - в скромном.
СЧ и ВЧ-головки установлены в подиумах с плавными очертаниями, для минимума дифракции. Лейтмотив отделки - ВАЗовский винил.СЧ и ВЧ-головки установлены в подиумах с плавными очертаниями, для минимума дифракции. Лейтмотив отделки - ВАЗовский винил.

Система должна была стать действительно универсальной, максимально гибкой в настройках, ведь в данном случае это нужно не только для того, чтобы найти для себя единственную, персонально наилучшую, - надо еще предусмотреть возможность перенастраивать машину для соревнований, а главное - иметь доступ к настройкам всех параметров в режиме реального времени. Ведь как иначе, обсуждая с клиентом его будущую систему, выяснить, нужна ему временная коррекция «на водителя» или нет, какие у того тембровые предпочтения, хочет ли (и может ли) он слушать mp3 и так далее.

Залогом гибкости системы стала не только ее архитектура, но и выбор компонентов. Головное устройство Alpine CDA-7894 - это великолепный CD-транспорт, что признано всеми, дополненный возможностью чтения mp3-файлов, причем, как отмечалось в свое время у нас в тесте, «Алпайны» этой серии умеют играть mp3 так, что они порой звучат лучше, чем обычные CD на некоторых ресиверах. Кроме того, 7894 - это широчайшие возможности частотной и временной коррекции сигнала, без которой сейчас успешно выступать на соревнованиях трудно, зато с которой моделировать нужные очередному заказчику характеристики системы - очень даже удобно. Это не говоря уже о сабвуферном канале с перестраиваемым фильтром и регулировкой фазы, с которой всю систему можно «свести» с одной панели управления «на глазах изумленной публики».

Головное устройство дополнено чейнджером, причем не простым, а тоже двухформатным, читающим mp3. Такая связка источников сигнала предоставляет невиданные возможности для сопоставительного прослушивания, особенно если учесть, что у 7894 можно запомнить установки тембров отдельно для разных источников.

Получив такой высококачественный сигнал, его потом надо было достойно усилить и воспроизвести в виде звука. Александр выбрал схему трехполосной фронтальной акустики с расширенными возможностями. Условиями для них стали: 8-дюймовые мидбасы в низкочастотном звене, что означает минимальные искажения на нижнем мидбасе и большой запас по звуковому давлению, и купольные среднечастотники, обеспечивающие (это научный факт) наиболее широкий динамический диапазон и, опять-таки, низкие искажения в самой критичной для слуха области.

Мидбасы-«восьмерки» Morel HCW-8 установлены в дверях на мощных подиумах из склеенных между собой заготовок из MDF, применение стеклопластика было минимальным, только для выведения наружных обводов. Объем двери «девятки», который обычными мидбасами воспринимается как бесконечно большой, для HCW-8 - уже объем, вполне конечный, головки эти очень мягкие и с очень легкой подвижной системой. Оптимальным объемом закрытого ящика для той полосы частот, где должно было работать НЧ-звено фронта, оказалось значение 25 литров, несколько меньше, чем внутренний объем «голой» двери, и, одновременно с вибродемпфированием, его уменьшили акустическими вставками до нужного значения.

Дверные «восьмерки» работают в полосе частот от 60 до 650 Гц, причем в силу их уникальной широкополосности и то и другое значение для них не предел, поэтому в области частот раздела фазовые характеристики оказываются оптимальными.

  СЧ и ВЧ-головки установлены в подиумах с плавными очертаниями, для минимума дифракции. Лейтмотив отделки - ВАЗовский винил.СЧ и ВЧ-головки установлены в подиумах с плавными очертаниями, для минимума дифракции. Лейтмотив отделки - ВАЗовский винил.Рукоятку КПП венчает герб Лаборатории Автозвука»Рукоятку КПП венчает герб Лаборатории Автозвука» При откинутой спинке заднего сиденья корпус сабвуфера превращается в домик за передними сиденьями.При откинутой спинке заднего сиденья корпус сабвуфера превращается в домик за передними сиденьями.

Выше 650 Гц в работу вступают купольные мидрейнджи Morel CDM-54, установленные в подиумах по углам торпедо, с отражением от лобового стекла. Еще выше начинают играть пищалки Morel MT-3, стоящие в стойках обычным образом. Такая схема установки СЧ/ВЧ-излучателей в системах высокого класса популярна, об этом можно судить по репортажам с международных соревнований, но без возможности введения временных задержек реализовать грамотную звуковую сцену в такой конфигурации почти невозможно. Здесь временная коррекция была доступна, даже раздельно по четырем каналам, что и дало возможность использовать такую компоновку. При установке среднечастотников доработали торпедо: для уменьшения отражений вся средняя часть закрыта дополнительной панелью, установленной на верху торпедо через демпфирующий слой, а сверху обтянутая тем, что на фотографиях выглядит, как кожа. На самом деле - это фирменный ВАЗовский винил, который теперь оказался по качеству выше, чем закупаемый московскими установщиками для своих нужд. Но достать его можно только в Самарской области, и то места надо знать, иначе достанешь, но не то.

Два усилителя в системе - знаменитые своим нейтральным звучанием Xtant. Фронтальный четырехканальный X-604 работает на фронт по «полупоканальной» схеме. Деление полос НЧ/СЧ - внутренним модулем кроссовера, а СЧ/ВЧ - пассивным фильтром Morel MX-2, включенным между купольными серединками и пищалками.

Второй усилитель - моноблок Xtant X-1001 - работает по прямому назначению, в сабвуферном канале. Его нагрузка - приблизительно десятидюймовый сабвуфер Xtant X-1044. Приблизительно - потому что по форме он шестиугольный, и калибр будет зависеть от того, в каком направлении измерять. Акустическое оформление сабвуфера - закрытый ящик объемом 18 литров, сделанный тоже многоугольным, и для эстетики, и для удобства размещения головки, и для большей жесткости боковых стенок, поскольку площадь плоских, подверженных вибрациям поверхностей уменьшилась, а число ребер жесткости - увеличилось.

Все, относящееся к усилительно-сабвуферной части, скомпоновано, естественно, в багажнике. Корпус сабвуфера подвешен к мощной панели из MDF, закрепленной вплотную к спинке заднего сиденья. При необходимости спинка сиденья, вместе с сабвуфером, откидывается вперед, как в обычном автомобиле. Для усилителей изготовлены свои подиумы, обтянутые (как и корпус саба) тем же фирменным винилом. Усилители - сверху, утапливать «Экстанты» под фальшпанели нет резона: конструкция их корпуса испокон веку такова, что все соединения скрыты под крышкой-капотом. На правом подиуме, на этот раз - утопленным образом, расположился и квадратный буферный конденсатор Dietz с автоматикой зарядки и индикатором напряжения.

  Над установленными снаружи подиумов усилителями находятся утопленные под поверхность распределитель питания и буферный конденсатор.Над установленными снаружи подиумов усилителями находятся утопленные под поверхность распределитель питания и буферный конденсатор.Питание системы.Питание системы. Фронтальная акустикаФронтальная акустика

В своей спортивной роли ВАЗ «Лаборатории Автозвука» прошел боевое крещение, не выезжая из родного города, на соревнованиях EMMA в мае. Там в классе «Профессионал Unlimited» он стал лишь вторым, дебют и триумф редко приходятся на один и тот же момент. Но это не страшно: во-первых, все только начинается, а во-вторых, основное назначение машины все-таки быть постоянно действующей лабораторией (как будто повторяя название студии), и эта лаборатория уже сейчас работает полным ходом. И как исследовательская, и как учебная...

Схема установки звуковой аппаратуры ВАЗ 2109.Схема установки звуковой аппаратуры ВАЗ 2109.

АВТОМОБИЛЬ:
ВАЗ-2109

ИСТОЧНИК:
Alpine CDA-7894 + CPA-634

УСИЛИТЕЛИ:
Xtant X-604, X-1001

АКУСТИКА:
Morel HCW-8, CDM-54, MT-3

САБВУФЕР:
Xtant X-1044

СТУДИЯ:
«Лаборатория Автозвука», г. Самара



Источник: Журнал "Автозвук" • № 8 / 2003 http://www.avtozvuk.com
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течение 5 дней со дня публикации.