» » » VolkovWagen - ВАЗ 21213 НИВА, студия «Блюзмобиль-Саратов»
Информация к новости
  • Просмотров: 573
  • Автор: admin
  • Дата: 12-10-2012, 05:58
12-10-2012, 05:58

VolkovWagen - ВАЗ 21213 НИВА, студия «Блюзмобиль-Саратов»

Категория: Автозвук / Автозвук - Системы

Автор: Сергей ГАВРИЛЮК
АНАТОЛИЙ (КАК, ПОЛЬЗУЯСЬ той же аналогией, Михаэль или Ральф) — не просто пользователь готового продукта, а в большой мере его соавтор и уж совершенно точно эксперт в этой области. Про последнее у него даже есть документ — диплом судьи-эксперта FSQ. Такой же есть и у Сергея Кузнецова, руководителя студии «Блюзмобиль-Саратов». Оба постоянные участники автозвуковых соревнований, поэтому вопрос о нахождении общего языка как-то даже и не вставал. Не возникало споров и об авторстве системы, оно, несомненно, было общим.

История собственно машины, а она уж точно не была короткой, по приведенной в начале схеме, началась три года назад, и тогда Анатолий в последний раз выступил заказчиком в привычном смысле слова — он приехал в «Блюзмобиль», чтобы переделать в машине музыку, крайне неудачно установленную в одной саратовской студии. Называть ее нет смысла, ибо уже через год это имя исчезло с карты города. Впрочем, уже тогда Анатолий стал отчасти соавтором системы. Так, головные устройства Nakamichi — это его императив, Сергей в этом отношении отличается более широкими взглядами.

  Под рукой водителя пульт ДУ басового усилителя.Под рукой водителя пульт ДУ басового усилителя.
Под рукой водителя пульт ДУ басового усилителя.Под рукой водителя пульт ДУ басового усилителя. Купольные пищалки на стойках включены параллельно рупорам и вступают в работу только выше 10 — 11 кГц.Купольные пищалки на стойках включены параллельно рупорам и вступают в работу только выше 10 — 11 кГц.
  Императив был прежний: Нак не трогать.Императив был прежний: Нак не трогать.

Как раз тогда Анатолий заинтересовался идеей участия в соревнованиях в формате FSQ и планировал систему, в том числе и для спортивной деятельности. Структура установки была определена так: трехполосный фронт, сабвуфер и газ. Почему так? Могу объяснить по пунктам. Трехполосный фронт — потому что Анатолий категорически против цифровой обработки сигнала для получения корректной звуковой сцены, а без цифры, по его твердому убеждению, двухполосная система создать правильную и симметричную сцену не в состоянии. То, что предусматривается сабвуфер, в комментариях не нуждается, а то, что он в списке оборудования идет сразу за фронтом — оттого, что тыловую акустику Анатолий тоже не признает. А газ — это газобаллонное оборудование, которое Анатолий не желал изымать из автомобиля, пусть даже и оснащённого мощной аудиосистемой.

В таком виде (и на газу) машина не однажды въезжала на площадки соревнований и у себя в городе, и в других населенных пунктах Поволжья, и в Москве, так же, на экологически безопасном ходу, выезжала с площадок, но с призовыми кубками (включая первые и вторые места), а за три года тот, кто в это время управлял подачей газа, прошел путь от рядового участника до судьи-эксперта.

Пришла пора апгрейда, и заказчик (в широком смысле, как мы уже понимаем), ставший к этому времени почти профессионалом, задумал обновленную систему. Императивы были прежние: газ и «Нак» не трогать, с остальным Анатолий и Сергей решили экспериментировать без границ и предрассудков. Спортивный азарт уже сделал свое дело, и, чтобы обеспечить машине возможность участия в любом классе по спортивной классификации, были выбраны усилители Cadence серии High Current (отличительный признак — знак «Z» на «спине»), у которых по бумагам изготовителя номинальная мощность 2 х 25 Вт для двухканальника и 1 х 50 Вт для моноблока. Итого три (!) двухканальных усилителя плюс басовый моноблок вписывались под нижнюю мощностную планку 200 Вт. А то, что мощности у Z намного больше и на обычную нагрузку, не говоря уже о низкоомной, в нашей лаборатории убеждались не один раз.

Фронтальная акустика изначально замышлялась как трехполосная, здесь взгляды Анатолия не изменились, а Сергей присоединил к ним и свой. Однако в итоге совместных опытов она оказалась более чем трехполосной, между тремя и четырьмя, с дробной частью. Дело вот в чем. На нижних частотах фронта соавторы решили критически переосмыслить вошедшую в Европе в ротацию концепцию сдвоенных НЧ-головок, а для этого заимствовать некоторые идеи из домашнего аудио. У иных производителей домашних колонок в ходу схема 2/3-полосной акустики, когда две (часто однотипные) НЧ/СЧ-головки включены через пассивный фильтр таким образом, что на низких частотах они работают обе и в параллель, а на средних — только одна. Преимущества очевидны: на НЧ такая схема эквивалентна одной головке с большей площадью диффузора, а на СЧ работает небольшой излучатель, имеющий преимущества по части когерентности и направленности излучения.

В «Ниве» сдвоенную схему реализовали совсем необычно: во-первых, на разных головках, а во-вторых, захватив под НЧ-излучатели и дверь, и кикпанель, обеспечив таким образом наименьшую возможную в такой схеме разность хода волны справа и слева.

  Правый рупор встал относительно легко, в виде единой конструкции с мини-чейнджером.Правый рупор встал относительно легко, в виде единой конструкции с мини-чейнджером.На потолке устроился 1/3-октавный эквалайзер в подиуме под карбон.На потолке устроился 1/3-октавный эквалайзер в подиуме под карбон. Сдвоенную схему реализовали необычно: на разных головках, захватив под НЧ-излучатели и дверь, и кикпанель.Сдвоенную схему реализовали необычно: на разных головках, захватив под НЧ-излучатели и дверь, и кикпанель.

Поскольку за время существования первой системы в «Ниве» возраст машины не уменьшился, а страна происхождения вовсе не изменилась, надежды избавиться от призвуков в дверях не было никакой, и мастера решили полностью отвязаться от металла двери, установив динамики в закрытые ящики. В «Ниве» стекла дверей не доходят до низу, там есть возможность выгородить объем до 5 литров. Это, конечно, немного, но было известно, что есть головки, которые успешно работают в таком и даже меньшем объеме. В одной из предыдущих работ Сергея Кузнецова, Hyundai Coupe Андрея Мельникова, 6-дюймовые мидбасы Image Dynamics Chameleon CHS-64 работали даже в меньшем пространстве, и работали отлично. Вторая часть спаренной НЧ-установки устроена в кикпанелях на базе уникальных, но, увы, более не выпускаемых головок Rockford Fosgate FNQ1514. (У меня такие стояли на «Сиерре» в фазиках в кикпанелях, ушли вместе с машиной, до сих пор жалею. — Прим. гл. ред.) Корпуса для них сделали из композита в виде закрытых ящиков, но предусмотрели место для тоннеля, чтобы переделать в фазоинверторы, если будет не хватать «панча» на мидбасе. Забегая вперед, впрочем, отметим, что такой необходимости не возникло, «панча» было за глаза. «Половинки» сдвоенной установки включены через специально изготовленный пассивный фильтр 4-го порядка так, что до 200 Гц головки работают в параллель от одного канала Z1500 на сторону, а выше 200 и до 600 излучает только «Рокфорд» в кикпанели.

В прошлой редакции СЧ-звено было реализовано на 3-дюймовых головках Macrom, выбранных на эту роль из десятков претендентов, весь склад тогда перебрали. В этот раз решили попытать удачи с рупорными излучателями, в свое время на мельниковской Hyundai это принесло плоды, и очень вкусные.

В составленной на живую нитку пробной установке рупора продемонстрировали то, что от них ожидали: и сцену, недостижимую для диффузорных головок. Тогда стали ставить рупора в чистовом варианте, и тут, конечно, «Нива» дала прикурить. Правый рупор встал относительно легко, в виде единой конструкции с мини-чейнджером. А чтобы поставить левый, все потроха под приборной панелью пришлось переставлять с глаз долой поглубже под торпедо. И все равно левый рупор удалось поставить только под углом, несимметрично правому. Рупорные излучатели работают от еще одного Z1500 через пассивный фильтр, прикладываемый к ним, у рупоров к кроссоверам особые требования. Одновременно была осознана необходимость дополнить систему графическим эквалайзером, без него рупорную акустику не отстроить, уже не раз упоминавшаяся Hyundai этот урок преподала весьма убедительно.

Другим уроком Hyundai была необходимость «дотянуть» рупора до самых верхних частот установкой корректирующих купольных пищалок на стойках, которые включены параллельно рупорам через подобранные опытным путем емкости и вступают в работу только выше 10 — 11 кГц. Пищалки взяты от комплекта Image Dynamics CHS-64, мидбасы которого трудятся в дверных боксах.

Компоновка аппаратуры в багажнике далась не сразу. Вначале, в запарке готовясь к очередным соревнованиям, соорудили над баллоном ящик, в него — 12-дюймовый Image Dynamics, а на него — три усилителя. Работать это, конечно, работало, но вид установки Сергей Кузнецов охарактеризовал словом «колхоз». Идей, как уйти от сплошной коллективизации, как-то не было, но однажды, во время тренировки (Сергей увлекается восточными единоборствами), ему пришла мысль воплотить в современных материалах принцип мудреного борцовского захвата. Что и было сделано. Сабвуфер и все три усилителя словно обхватывают газовый баллон, причем по-восточному хитро: способ крепления не виден.

  Левый рупор удалось поставить только под углом, несимметрично правому.Левый рупор удалось поставить только под углом, несимметрично правому.Сабвуфер и все три усилителя словно обхватывают газовый баллон, причем по-восточному хитро: способ крепления не виден.Сабвуфер и все три усилителя словно обхватывают газовый баллон, причем по-восточному хитро: способ крепления не виден. Логотип установочной студии пришелся на самый несменяемый агрегат в системе.Логотип установочной студии пришелся на самый несменяемый агрегат в системе.

Корпус сабвуфера — закрытый ящик объемом около 25 литров, изготовлен в традициях сети «Блюзмобиль» из композита и снаряжен головкой Image Dynamics IDQ 12 D2. Две двухомные катушки включены последовательно и служат легкой нагрузкой для моноблока Z5000. Резерв мощности усилителя оставлен на перспективу, поскольку в нынешнем виде настроенная система играет так, что сабвуфер как будто бы и не нужен, фронтальная спаренная мидбасовая установка, кстати, снизу распущенная в полную полосу, отрабатывает басовый материал отменно. Удалась и звуковая сцена. В сезоне 2003 года Анатолий уступил по этому показателю только европейскому призеру Сергею Сотскову, да и то считает, что это вопрос дискуссионный.

А что касается перспектив и резервов, то они у «Нивы» есть не только по части качества звучания. Сигнал на сабвуферный усилитель взят с тылового выхода головного устройства, то есть можно отключить фронт и подать сигнал только на сабвуфер, для участия в SPL. Усилитель такую возможность предоставляет, но не с этим сабвуфером, разумеется. Для «Нивы» уже зарезервирован 12-дюймовый Cerwin-Vega! Stroker, корпус для него делается, так что «ВолковВаген» в новом сезоне споет еще и басом...

Схема подключения звуковой аппаратуры ВАЗ 2121 НИВАСхема подключения звуковой аппаратуры ВАЗ 2121 НИВА

АВТОМОБИЛЬ:
ВАЗ-21213 «Нива»

ИСТОЧНИК:
Nakamichi TD45z

ЭВАЛАЙЗЕР:
Phoenix Gold EQ232

УСИЛИТЕЛИ:
Cadence Z1500, Z5000

АКУСТИКА:
Image Dynamics CHS-64, CD-1E,
Rockford Fosgate FNQ1514

САБВУФЕР:
Image Dynamics IDQQ12D2

СТУДИЯ:
«Блюзмобиль-Саратов»


Источник: Журнал "Автозвук" • № 3/ 2004 http://www.avtozvuk.com
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течение 5 дней со дня публикации.