» » » История в картинках - ВАЗ 2109
Информация к новости
  • Просмотров: 1063
  • Автор: admin
  • Дата: 27-02-2006, 05:36
27-02-2006, 05:36

История в картинках - ВАЗ 2109

Категория: Автозвук / Автозвук - Системы

Автор: Александр СТРАУС
КАК ЭТО БЫЛО

Вначале отсутствие музыки мне ничуть не мешало — ещё бы, у меня, 18-летнего пацана, есть машина, что ещё нужно?! Хотя я отлично понимал, что в машине что-то должно играть, и стал думать, с чего же начать. На месте магнитолы зияла пустота, зато были штатные места под тыловую акустику, значит, именно там и должны располагаться колонки. Как же я тогда ошибался! Но понял это только спустя много лет, понял и даже сумел убедить в этом часть своих друзей.

  ВАЗ 2109 схема установки звуковой аппаратуры. Вариант 1ВАЗ 2109 схема установки звуковой аппаратуры. Вариант 1ВАЗ 2109 схема установки звуковой аппаратуры. Вариант 2ВАЗ 2109 схема установки звуковой аппаратуры. Вариант 2 ВАЗ 2109 схема установки звуковой аппаратуры. Вариант 3ВАЗ 2109 схема установки звуковой аппаратуры. Вариант 3


Но это всё в будущем, а пока на улице — год так примерно 1992. Если кто-то может вспомнить, какой в то время был выбор в магазинах — вспоминайте, если нет — спросите у взрослых. Уж не знаю, где и каким образом, но отец достал автоприемник «Былина», и теперь в машине появился звук! Не помню, откуда возникли два широкополосных динамика 6ГДШ, активная антенна «Волна», но всё это хозяйство с помощью экранированного провода, заботливо утащенного с одного из предприятий ВПК, было соединено в первую в моей жизни автомобильную звуковую систему. Радости было...

Эта система что-то там играла. Звук терялся в шипении приемника, который постоянно сбивался с радиостанции, а затем автоматически перестраивался обратно. В общем, удовольствие то ещё... Однако система просуществовала в таком виде года до 94 — 95. Ну откуда у нормального студента, который, как все нормальные люди, пьет пиво с водкой, деньги? Стипендия? Так ведь с кучей «хвостов» стипендия не полагается.

И вот в один прекрасный день на ВДНХ (не помню, была она в то время уже переименована в ВВЦ или нет, хотя это к теме не относится) было приобретено то, что тогда многозначительно называлось «цифровик» (перевод: магнитола, у которой частота волны высвечивалась на дисплее цифрами). Звалась она — Panasonic CQ-J03 LEEP и имела выходную мощность 4 х 5 Вт, но это было не так важно, ведь я впервые услышал в своей машине стерео! Это было нечто, такое впечатление на меня не произвело больше ни одно изменение, которые я вносил систему позже.

Году этак в 96-м наконец-то были приобретены динамики вперед. Ими оказались Sony XS-1013 — самые дешевые 10-сантиметровые широкополосные колонки, которые только можно было найти в магазинах. Куплены были по той причине, что вроде как выходов у магнитолы 4, а колонок только 2, как-то неаккуратно. Установлены они были в передние двери в места, которые, по моему тогдашнему мироощущению, наиболее для этого подходили — над подлокотником, и слушали эти колонки мои почки, а не уши. С этого момента моя система стала не стерео, а квадро. Знай наших!

Через некоторое время мне на халяву достались сильно подубитые колонки Prestige самого крутого размера — 6 на 9 дюймов. Они сразу же заняли место в задней полке, дырки в которой выдалбливались зубилом под радостные возгласы друзей, потягивающих пиво около моего гаража. В машине появилось что-то наподобие... нет, не баса, а звуков в области низких частот. Но тогда мне казалось, что басы в машине крутейшие.

«Панасоник» со своими пятью ваттами на канал продолжал «раскачивать» систему, однако с задними динамиками получалось у него не очень хорошо. Это я понял, когда мне на некоторое время достался Pioneer KEH-1900, имевший в арсенале мощность 4 х 25 Вт (кажется). Задние колонки заиграли заметно громче. Вот это да!!! Теперь все девчонки будут наши. Музыка кричала из машины ночи напролёт (именно кричала, других слов для этого я сейчас найти не могу). И когда я только спал в то время, где моя молодость?

«Недолго музыка играла...» Pioneer пришлось отдать, а 6 х 9 по причине того, что эксплуатировались в жесточайших условиях, а именно:

- круглосуточная работа на максимальной громкости, на которую была способна магнитола;

- отсутствие защитных сеток;

- ежедневное использование задней полки в качестве столика для закусок и розлива;

- эксплуатация на пляжах, под дождем, снегом и т.п.

приказали долго жить.

«Панасоник» вновь занял своё законное место. Не могу сказать об этом аппарате ничего плохого. У меня остались от него только положительные эмоции, настоящая рабочая лошадка, просто неубиваемый аппарат. И чего с ним только не делали — он выдержал всё, вплоть до ударов молотком. Буквально и включительно. До сих пор работает в машине у отца!

В дополнение к 6ГДШ (не покидавшим всё это время штатные места) в заднюю полку были запиханы найденные на антресолях 20-сантиметровые отечественные динамики 4ГД-4, которые, по моему замыслу, должны были давать бас неслыханной мощности. Поскольку подключены они были с 6ГДШ параллельно и их общее сопротивление получилось около 2 Ом, то играли они довольно громко, что в то время было для меня необходимым и достаточным условием.

Благодаря одному моему другу я начал читать всякую прессу и «заболел» идеей домашнего кинотеатра. В одном из журналов я наткнулся на тест 10-сантиметровой автомобильной акустики (а что, разве колонки другого размера могут поместиться в передние двери «девятки»?). По следам этого теста в магазине были приобретены двухполосные коаксиальные JBL GTO-402. Они тут же заняли место широкополосных Sony и начали радовать своим музыкальным сопровождением мои почки.

Мало того, что друг заразил меня идеей построения Home Cinema, так мы ещё вместе с ним пошли на выставку Hi-Fi Show, на которой я набрал кучу легкомысленно раздаваемых там журналов, среди которых оказалось несколько номеров «АвтоЗвука». Внимание, если вы никогда не видели этого журнала, то вы просто счастливчик! Никогда даже близко не подходите к нему, иначе вас затянет в этот омут, из которого вам не выбраться. Короче, открыв этот журнал, я подхватил вирус болезни, называемой автозвук, а в борьбе с этой болезнью не помогает ни пиво, ни коньяк, в каких бы количествах они ни принимались, проверено на себе.

Ближе к теме... Около одного из магазинов автозапчастей ко мне подбежал парнишка и предложил купить у него новую (в коробке) магнитолу Sony XR-1953 за 400 рублей (тогда это было что-то около 20 долларов). Уж и не знаю, откуда она у него взялась, но раз в коробке, а не с оборванными проводами, значит — не из машины ближнего своего, поэтому решил, что можно взять. Через пару дней новая магнитола уже красовалась на месте «Панасоника», который, в свою очередь, занял зияющее пустотой отверстие в отцовской «шестерке».

Я жадно поглощал информацию, вычитываемую в журналах, вновь и вновь перечитывал тесты и описания установок. Информация анализировалась, раскладывалась по тематикам и подшивалась в папки для дальнейшего ускоренного поиска (половина шкафа завалена этими папками и журналами). К тому же у меня появился доступ к Интернету, причем неограниченный (и у государственной службы есть свои маленькие преимущества). Благодаря журналам и сайтам, посвященным автозвуку (на которых я проводил немалую долю рабочего времени) я уже довольно хорошо представлял себе, какая система скоро будет у меня в машине. И, конечно же, в этой системе должен был быть усилитель.

Вскоре упомянутый прибор у меня появился — самый простой 4-канальный усилитель без фильтров и мостового режима. Но зато отдельный и большой, как у взрослых! Кроме того, он имел возможность работать по сигналу не только с линейных выходов магнитолы (которых в моей и вовсе не было), но и с выходов встроенных усилителей. Pyramid PB 251 (а именно так назывался мой первенец) нашел свое пристанище под задней полкой, которую пришлось дополнительно усилить. Усилил я её с помощью деревянного мебельного щита толщиной миллиметров 20, который был прикручен к нижней стороне. Полка получилась достаточно прочной, чтобы выдержать вес двух 20-сантиметровых Blaupunkt TX320.

Поскольку прочная полка получилась тяжёлой, пластмассовые панели, на которые она опирается по бокам, стали прогибаться. Избавиться от этого оказалось довольно просто — между панелями и «стаканами» задних стоек я вставил проставки из жесткой резины. Кроме того, место соединения полки с панелями проложил битопластом (материал, похожий на поролон, пропитанный битумом — отличная вещь для устранения всяческих скрипов в «девятке»). Полка перестала жить своей жизнью и во время движения оставалась молчаливой. Для того чтобы в случае необходимости снять полку, все провода, подведённые к ней, были пропущены через разъёмы.

Итак, после этого этапа звук в машине хоть и оставался «неправильным», однако уже начинал становиться хотя бы отдалённо похожим на ЗВУК.

Такой вариант устраивал меня недолго, и я вновь решил всё переделать — пришло время подумать о нормальном фронте. В Интернет-конференциях постоянно твердили, что невозможно впихнуть в передние двери 16-сантиметровые динамики, сохранив при этом ручные стеклоподъемники. Я решил это опровергнуть и запихнуть в передние двери свои 20-сантиметровые Blaupunkt TX320, не меняя ручные подъёмники на электрические. Динамики были установлены в нижней передней части дверей на кольцах-проставках, изготовленных из 20-миллиметровой фанеры. Для того чтобы они туда поместились, металл двери пришлось изрядно порезать. Но они туда влезли, и стеклоподъемниками можно было пользоваться совершенно спокойно! Правда, железо дверей подпевало чуть ли не громче самих динамиков, поэтому пришлось делать шумоизоляцию «Стандартпластом».

Естественно, результат мне нравился совсем недолго, и снова пришла пора вносить коррективы. Трехполосные Blaupunkt TX320 были нещадно «кастрированы» путём удаления их средне-высокочастотной части. Образовавшееся отверстие было закрыто самодельным колпачком, изготовленным из донышка пивной банки, получилось очень неплохо. Двухполосные JBL GTO-402 также подверглись переделке, их среднечастотной части была отведена роль мидбаса, и они заняли место над Blaupunkt. Пищалки JBL встали там, где им и положено быть — на стойках лобового стекла.

Для того чтобы и 8-ми и 4-дюймовые динамики установить на одну дверь, подиумы пришлось делать довольно сложной формы. Они были обтянуты белым винилом, и смотрелось это по-настоящему пафосно. Что самое интересное, даже при такой установке я смог сохранить ручные стеклоподъемники, их только пришлось немного укоротить.

Поскольку усилитель теперь работал только на фронтальную акустику, не было никакого смысла оставлять его на задней полке в багажнике. Поэтому он нашел своё новое место под бардачком, в районе перчаточного ящика.

  ВАЗ 2109 схема установки звуковой аппаратуры. Вариант 4ВАЗ 2109 схема установки звуковой аппаратуры. Вариант 4ВАЗ 2109 схема установки звуковой аппаратуры. Вариант 5ВАЗ 2109 схема установки звуковой аппаратуры. Вариант 5 ВАЗ 2109 схема установки звуковой аппаратуры. Конечный вариант.ВАЗ 2109 схема установки звуковой аппаратуры. Конечный вариант.


Как вы думаете, долго ли я был доволен результатами? Правильно, конечно же, недолго! По газете бесплатных объявлений был найден подходящий вариант для замены магнитолы. Это CD-ресивер JVC KD-SX940, модель для американского рынка, в России я таких не видел. Аппарат с хорошим звучанием, имеет 2 пары линейных выходов, линейный вход, может управляться с пульта.

Волею случая судьба забросила меня в Австрию, в страну, которую я полюбил, наверное, навсегда. Там, за кордоном, был приобретен отличный 5-канальный усилитель PPI 5440 по цене почти в 2 раза ниже, чем они продавались в Москве! После долгих мук с выбором места поставил усилитель на задней стенке багажника между фонарями. Чтобы без проблем воспроизвести бас, в нагрузку к PPI я купил два 8-дюймовых саба Hertz HV 200, которые заняли свое место в задней полке.

После этого система вновь претерпела небольшие изменения, 8-дюймовые сабы расположились в передних дверях, в качестве СЧ/ВЧ-звена установлены MB Quart RSC 210, а в багажнике поселился отдельный, уже 10-дюймовый саб. На этом варианте я и остановился.


КАК ЭТО СТАЛО

Предпочитаемая мной музыка — джаз, рок, гитарные произведения, социальное положение — не слишком высоко оплачиваемая государственная служба (благодаря чему мое финансовое положение находится где-то между нищим и оборванцем), семейное положение — жена с ребенком, желающие постоянно ездить на дачу, а также нежелание ездить на автомобиле, похожем как две капли воды на миллионы проезжающих мимо авто, накладывали на систему ряд требований и ограничений. Она должна хорошо звучать — к звуку я предъявляю достаточно высокие требования, не мешать перевозке вещей в авто, быть «индивидуальной» и при всём при этом оставаться бюджетной.

  ВАЗ 2109. Звуковая подготовка.ВАЗ 2109. Звуковая подготовка.
ВАЗ 2109. Звуковая подготовка.ВАЗ 2109. Звуковая подготовка.
 ВАЗ 2109. Звуковая подготовка.ВАЗ 2109. Звуковая подготовка.
ВАЗ 2109. Звуковая подготовка.ВАЗ 2109. Звуковая подготовка.


Система построена по схеме 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер. В качестве головного устройства используется CD-ресивер JVC KD-SX940, в свое время этот аппарат был топовым в линейке. Пульт, прилагаемый в комплекте к ресиверу, был разделен на две части, одна часть упрятана в недра руля от ВАЗ-2110, а вторая нашла свое пристанище около обода. Светодиод выведен на тыльную сторону руля. Теперь ресивером можно управлять, не отрывая взгляд от дороги.

Пятиканальный PPI 5440 с великолепным звучанием и широкими возможностями регулировки фильтров решает все усилительные задачи. Учитывая, что автомобиль постоянно используется для перевозки вещей на дачу и с дачи (детские кроватки, взрослые телевизоры и прочее), лучшим местом для усилителя в этой машине оказалась задняя панель багажника. В случае надобности можно беспрепятственно разложить заднее сиденье и использовать получившееся пространство по своему усмотрению. Запитан усилитель непосредственно от аккумулятора (как «плюс», так и «минус») посредством силового кабеля сечением 16 кв. мм. Межблочный кабель собственного изготовления.

Два канала усилителя отданы на НЧ-звено фронта, два — на СЧ/ВЧ-звено, а оставшийся 5-й канал — на сабвуфер.

НЧ и СЧ-динамики фронта установлены в передних дверях на подиумах. Подиумы изготовлены из фанеры 10 и 20 мм толщиной с применением монтажной пены, обтянуты винилом и прикручены к металлу двери.

В качестве низкочастотников применены 8-дюймовые динамики Hertz HV 200, «обрезанные» фильтром усилителя на частоте 200 Гц. Такие габаритные излучатели заставили уделить особое внимание вибродемпфированию дверей, и благодаря материалам стандартпласта, в основном вибропласту, эта проблема была решена. Кроме передних дверей вибродемпфированию и шумоизоляции подверглись задние двери, пол, крыша, моторный щит, капот, багажник и торпедо, то есть практически весь автомобиль.

  ВАЗ 2109. Звуковая подготовка.ВАЗ 2109. Звуковая подготовка.ВАЗ 2109. Звуковая подготовка.ВАЗ 2109. Звуковая подготовка.
ВАЗ 2109. Звуковая подготовка.ВАЗ 2109. Звуковая подготовка.


Середину и высокочастотный край звукового диапазона воспроизводят 10-сантиметровые компонентные MB Quart RSC 210. Среднечастотники заняли свое место в дверных подиумах и отделены от низкочастотников небольшими боксами объёмом около полутора литров. Подаваемый на них сигнал ограничен «снизу» фильтром усилителя на частоте 200 Гц. Левая серединка работает в противофазе.

Твитеры установлены «классически» — на стойках лобового стекла, примерно на 1/3 высоты, и играют с частичным отражением от стекла.

Сабвуфер MA Audio MAW 610 калибра 10 дюймов установлен в закрытый ящик объемом около 20 л. Корпус саба изготовлен в форме трапеции из фанеры 20 мм, а стенки корпуса усилены дополнительными ребрами жесткости. Для герметизации применялись «жидкие гвозди», пластилин и автомобильный герметик. Изнутри ящик обклеен войлоком, снаружи — напольным покрытием темно-серого цвета, им же обклеен весь внутренний объем багажника.

Для подзвучки я использовал 10-сантиметровые коаксиальные JBL GTO 402, из которых удалены пищалки. Расположены они в задних дверях и получают сигнал непосредственно с ресивера.

В качестве акустических использованы обычные монтажные провода со строительного рынка сечением 2 х 4 кв. мм для сабвуфера, 2 х 2,5 кв. мм для фронтальных мидбасов и 2 х 1,5 кв. мм для СЧ/ВЧ-звена фронта и тыловой подзвучки.

ВАЗ-2109

ТИП СИСТЕМЫ: аудио

СОСТАВ: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер

ИСТОЧНИК: JVC KD-SX940

УСИЛИТЕЛИ: PPI 5440

АКУСТИКА: Hertz HV 200, MB Quart RSC 210, JBL GTO 402

САБВУФЕР: MA Audio MAW 610



Вот такая вот получилась система, она полностью соответствовала предъявляемым к ней требованиям и вписывалась в установленные ограничения. Долго я к этому шёл, но о пройденном пути не жалею, да и останавливаться не собираюсь. Теперь я увлечен постановкой голоса другому авто, но это уже совсем другая история...


Источник: Журнал "Автозвук" • № 11 / 2004 http://www.avtozvuk.com
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
<
Mukti

23 августа 2015 18:50

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Shoot, who would have thouhgt that it was that easy?
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течение 5 дней со дня публикации.