» » » Первый блин - ВАЗ 21093
Информация к новости
  • Просмотров: 409
  • Автор: admin
  • Дата: 6-03-2006, 04:34
6-03-2006, 04:34

Первый блин - ВАЗ 21093

Категория: Автозвук / Автозвук - Системы

С такого определения начинается всем известная книга товарища А.И. Шихатова, которую я прочитал, будучи уже носителем этого заболевания, без надежды на выздоровление. А распространителем вируса стало одно уважаемое и авторитетное издание (даю подсказку для тех, кто не понял: первая буква «А», вторая «З»), которое в моей истории сократило инкубационный период с нескольких часов до нескольких страниц.

  Первый блин - ВАЗ 21093Первый блин - ВАЗ 21093Первый блин - ВАЗ 21093Первый блин - ВАЗ 21093


После того как мне в руки попал юбилейный номер «АЗ» (№1/2003, с «полтинником» на обложке), в голове произошёл полный переворот и переоценка жизненных ценностей, и чего-то в жизни стало постоянно не хватать.


Это был самый первый номер, который я прочитал, после этого поехал в редакцию и скупил старые номера оптом, какие были. Далее шло жадное поглощение информации и изучение вопроса, и наконец сознание пришло к закономерному выводу: «Пора создавать свою собственную систему».

Базой для предстоящих экспериментов должен был послужить недавно купленный ВАЗ-21093.

Сначала разработал что-то вроде технического задания и нарисовал пару эскизов (художник из меня не очень, не судите строго, рисовал для себя, но от души и с чувством), составил схему будущей системы, примерный список необходимых материалов и всякой мелочёвки. Установку планировал делать от начала и до конца своими силами, по схеме 3-полосного фронта с раздельным усилением плюс сабвуфер.

Были планы испытать себя на соревнованиях, но пока ещё не решился. Основное ограничение на пути к заветной цели, как и у большинства похожих на меня людей, - это финансовый фактор. По этой причине делал всё долго, тщательно выбирал аппаратуру, изучал тесты, ездил по магазинам и смотрел, что предлагается на ту сумму, которой я располагал. В результате в мою относительно бюджетную систему вошли головное устройство Alpine CDA-9812RB, два усилителя Oris из серии Carisma CA-905 и CA-502, двухкомпонентный комплект акустики Focal Access 165 A, СЧ-динамики Ivolga CS-2,5 MID, сабвуфер JL Audio 12W0-4, конденсатор Stinger 1,2 Expert, клеммы Daxx и Oris, провода и кабели Daxx, Belsis и Oris. И всё это добро предстояло грамотно разместить на борту автомобиля, а потом ещё и настроить.

Хотелось всё исполнить достойно, красиво, в одном стиле, с хорошим звучанием и чтобы первый блин не вышел комом.

Фронтальным низкочастотным динамикам предстояло играть на весь внутренний объём двери. Далее проклеил листами STP крышу и весь багажник: арки колес, пол, нишу запасного колеса, боковые стенки.





  Фронтальным низкочастотным динамикам предстояло играть на весь внутренний объём двери.Фронтальным низкочастотным динамикам предстояло играть на весь внутренний объём двери.
Далее проклеил листами STP крышу и весь багажник: арки колес, пол, нишу запасного колеса, боковые стенки.Далее проклеил листами STP крышу и весь багажник: арки колес, пол, нишу запасного колеса, боковые стенки.


ВД и ШИ

Начну по порядку, с вибродемпфирования и шумоизоляции. Сначала были полностью разобраны до металла все двери, багажник и крыша. К дверям подошёл наиболее серьёзным образом. Первым делом все внутренности промазал в 4 слоя мастикой BODY. После того как мастика высохла, наклеивал листы STP на внутренние поверхности, а затем и на внешнюю сторону, закрыв тем самым все технологические отверстия. И так обработал все 4 двери.

Пол салона решил не трогать, ведь у «девятки» нет под днищем коробки передач и кардана, как у «классики», а значит, она изначально тише. На этом решил пока сэкономить.

Пол салона решил не трогать, ведь у девятки нет под днищем коробки передач и кардана, как у классики, а значит, она изначально тише. На этом решил пока сэкономить.Пол салона решил не трогать, ведь у девятки нет под днищем коробки передач и кардана, как у классики, а значит, она изначально тише. На этом решил пока сэкономить.


Акустика

Следующим этапом предстояло установить акустику в салоне, для чего требовалось место и подиумы. Начал с дверного оформления под 16,5-сантиметровые динамики. Сразу решил делать подиумы с небольшим разворотом на слушателей.

В итоге так и получилось: левый динамик развёрнут на пассажира, а правый - на водителя. Точка пересечения геометрических осей оказалась на ручке КПП. Поскольку опыт отсутствовал, заготовки решил специально не покупать, а сделать из того, что было под рукой. Если бы что-то пошло не так, было не жалко испорченного материала. А под рукой оказались двери от старого шкафа из ДСП толщиной 15 мм. По обшивке прикинул примерную форму подиума и, конечно, сверил со своим рисунком. Из бумаги сделал лекала будущих деталей и по ним вырезал два основания и два кольца.

После этого заполнил строительной пеной всё свободное пространство между кольцом и основанием. Когда пена высохла, срезал всё лишнее, придав подиуму необходимую начальную форму.

Далее определил угол наклона колец, затем их закрепил на основаниях, после чего получились две зеркальные заготовки. Хочу заметить, что отверстия под динамики поначалу не делал, поскольку не знал, совпадут ли они с отверстиями колец.

Затем стал накладывать слои стекловолоконной шпатлевки. Эта операция придала конструкции необходимую прочность. Заготовку обточил напильником и вывел поверхность обычной шпатлёвкой BODY. В завершение пошкурил, вырезал сквозное отверстие, загрунтовал поверхность подиума и обтянул готовое изделие карпетом.

С ВЧ-динамиками пришлось повозиться. Признаюсь, что опытным путём место, высоту и угол наклона не определял, в то время вся аппаратура ещё была не подключена и находилась в коробках, да и много чего ещё не хватало. Пришлось изучать статьи с инсталляциями и равняться на опыт «предшествующих поколений». В итоге твитеры оказались на стойках лобового стекла на уровне глаз, с разворотом на дальнего слушателя, аналогично низкочастотникам. Для начала монтажные чашки при помощи автопластилина разместил на стойках, примеряя высоту и угол наклона.

Подиумы вылепливал из того же автопластилина, добиваясь нужной формы, затем на получившуюся заготовку накладывал кусочки ткани в 4 - 5 слоёв, заранее пропитанных стекловолоконной шпатлевкой. Получилась довольно прочная и надежная конструкция. После высыхания всё обработал напильником и шкуркой, потом для гладкости нанёс обычную шпатлевку и целиком обтянул накладки карпетом.

  В итоге так и получилось: левый динамик развёрнут на пассажира, а правый - на водителя. Точка пересечения геометрических осей оказалась на ручке КПП. Поскольку опыт отсутствовал, заготовки решил специально не покупать, а сделать из того, что было под рукой. Если бы что-то пошло не так, было не жалко испорченного материала. А под рукой оказались двери от старого шкафа из ДСП толщиной 15 мм. По обшивке прикинул примерную форму подиума и, конечно, сверил со своим рисунком. Из бумаги сделал лекала будущих деталей и по ним вырезал два основания и два кольца.В итоге так и получилось: левый динамик развёрнут на пассажира, а правый - на водителя. Точка пересечения геометрических осей оказалась на ручке КПП. Поскольку опыт отсутствовал, заготовки решил специально не покупать, а сделать из того, что было под рукой. Если бы что-то пошло не так, было не жалко испорченного материала. А под рукой оказались двери от старого шкафа из ДСП толщиной 15 мм. По обшивке прикинул примерную форму подиума и, конечно, сверил со своим рисунком. Из бумаги сделал лекала будущих деталей и по ним вырезал два основания и два кольца.
После этого заполнил строительной пеной всё свободное пространство между кольцом и основанием. Когда пена высохла, срезал всё лишнее, придав подиуму необходимую начальную форму. Далее определил угол наклона колец, затем их закрепил на основаниях, после чего получились две зеркальные заготовки. Хочу заметить, что отверстия под динамики поначалу не делал, поскольку не знал, совпадут ли они с отверстиями колец.д рукой. Если бы что-то пошло не так, было не жалко испорченного материала. А под рукой оказались двери от старого шкафа из ДСП толщиной 15 мм. По обшивке прикинул примерную форму подиума и, конечно, сверил со своим рисунком. Из бумаги сделал лекала будущих деталей и по ним вырезал два основания и два кольца.После этого заполнил строительной пеной всё свободное пространство между кольцом и основанием. Когда пена высохла, срезал всё лишнее, придав подиуму необходимую начальную форму. Далее определил угол наклона колец, затем их закрепил на основаниях, после чего получились две зеркальные заготовки. Хочу заметить, что отверстия под динамики поначалу не делал, поскольку не знал, совпадут ли они с отверстиями колец.д рукой. Если бы что-то пошло не так, было не жалко испорченного материала. А под рукой оказались двери от старого шкафа из ДСП толщиной 15 мм. По обшивке прикинул примерную форму подиума и, конечно, сверил со своим рисунком. Из бумаги сделал лекала будущих деталей и по ним вырезал два основания и два кольца.
Затем стал накладывать слои стекловолоконной шпатлевки. Эта операция придала конструкции необходимую прочность. Заготовку обточил напильником и вывел поверхность обычной шпатлёвкой BODY. В завершение пошкурил, вырезал сквозное отверстие, загрунтовал поверхность подиума и обтянул готовое изделие карпетом.Затем стал накладывать слои стекловолоконной шпатлевки. Эта операция придала конструкции необходимую прочность. Заготовку обточил напильником и вывел поверхность обычной шпатлёвкой BODY. В завершение пошкурил, вырезал сквозное отверстие, загрунтовал поверхность подиума и обтянул готовое изделие карпетом.
Затем стал накладывать слои стекловолоконной шпатлевки. Эта операция придала конструкции необходимую прочность. Заготовку обточил напильником и вывел поверхность обычной шпатлёвкой BODY. В завершение пошкурил, вырезал сквозное отверстие, загрунтовал поверхность подиума и обтянул готовое изделие карпетом.Затем стал накладывать слои стекловолоконной шпатлевки. Эта операция придала конструкции необходимую прочность. Заготовку обточил напильником и вывел поверхность обычной шпатлёвкой BODY. В завершение пошкурил, вырезал сквозное отверстие, загрунтовал поверхность подиума и обтянул готовое изделие карпетом.
При размещении СЧ-полосы в изготовлении подиумов использовались все вышеописанные технологии и те же материалы, что и под НЧ-головки. Внутри подиумов сохранен небольшой объем.

  С ВЧ-динамиками пришлось повозиться. Признаюсь, что опытным путём место, высоту и угол наклона не определял, в то время вся аппаратура ещё была не подключена и находилась в коробках, да и много чего ещё не хватало. Пришлось изучать статьи с инсталляциями и равняться на опыт предшествующих поколений. В итоге твитеры оказались на стойках лобового стекла на уровне глаз, с разворотом на дальнего слушателя, аналогично низкочастотникам. Для начала монтажные чашки при помощи автопластилина разместил на стойках, примеряя высоту и угол наклона.С ВЧ-динамиками пришлось повозиться. Признаюсь, что опытным путём место, высоту и угол наклона не определял, в то время вся аппаратура ещё была не подключена и находилась в коробках, да и много чего ещё не хватало. Пришлось изучать статьи с инсталляциями и равняться на опыт предшествующих поколений. В итоге твитеры оказались на стойках лобового стекла на уровне глаз, с разворотом на дальнего слушателя, аналогично низкочастотникам. Для начала монтажные чашки при помощи автопластилина разместил на стойках, примеряя высоту и угол наклона.
Подиумы вылепливал из того же автопластилина, добиваясь нужной формы, затем на получившуюся заготовку накладывал кусочки ткани в 4 - 5 слоёв, заранее пропитанных стекловолоконной шпатлевкой. Получилась довольно прочная и надежная конструкция. После высыхания всё обработал напильником и шкуркой, потом для гладкости нанёс обычную шпатлевку и целиком обтянул накладки карпетом.Подиумы вылепливал из того же автопластилина, добиваясь нужной формы, затем на получившуюся заготовку накладывал кусочки ткани в 4 - 5 слоёв, заранее пропитанных стекловолоконной шпатлевкой. Получилась довольно прочная и надежная конструкция. После высыхания всё обработал напильником и шкуркой, потом для гладкости нанёс обычную шпатлевку и целиком обтянул накладки карпетом.

При расположении стремился достигнуть двух целей: максимально близко подвинуть серединку к твитерам и поднять излучатель над козырьком приборного щитка, чтобы тот не создавал звуковую тень. Конструкцию максимально упростил и просто соединил готовые подиумы с панелью. Получилось, конечно, не так красиво, как в чемпионских системах, но у меня ведь это пробный вариант. Динамики установлены под небольшим наклоном, при широкой диаграмме направленности купольных излучателей они частично играют на отражение, а частично - на слушателей.
Подиумы вылепливал из того же автопластилина, добиваясь нужной формы, затем на получившуюся заготовку накладывал кусочки ткани в 4 - 5 слоёв, заранее пропитанных стекловолоконной шпатлевкой. Получилась довольно прочная и надежная конструкция. После высыхания всё обработал напильником и шкуркой, потом для гладкости нанёс обычную шпатлевку и целиком обтянул накладки карпетом.Подиумы вылепливал из того же автопластилина, добиваясь нужной формы, затем на получившуюся заготовку накладывал кусочки ткани в 4 - 5 слоёв, заранее пропитанных стекловолоконной шпатлевкой. Получилась довольно прочная и надежная конструкция. После высыхания всё обработал напильником и шкуркой, потом для гладкости нанёс обычную шпатлевку и целиком обтянул накладки карпетом.
При расположении стремился достигнуть двух целей: максимально близко подвинуть серединку к твитерам и поднять излучатель над козырьком приборного щитка, чтобы тот не создавал звуковую тень. Конструкцию максимально упростил и просто соединил готовые подиумы с панелью. Получилось, конечно, не так красиво, как в чемпионских системах, но у меня ведь это пробный вариант. Динамики установлены под небольшим наклоном, при широкой диаграмме направленности купольных излучателей они частично играют на отражение, а частично - на слушателей.При расположении стремился достигнуть двух целей: максимально близко подвинуть серединку к твитерам и поднять излучатель над козырьком приборного щитка, чтобы тот не создавал звуковую тень. Конструкцию максимально упростил и просто соединил готовые подиумы с панелью. Получилось, конечно, не так красиво, как в чемпионских системах, но у меня ведь это пробный вариант. Динамики установлены под небольшим наклоном, при широкой диаграмме направленности купольных излучателей они частично играют на отражение, а частично - на слушателей.


Усилители



Пришёл черед размещать аппаратуру в багажнике. Начал с изготовления пола, что было самым простым.

В новом полу сделал люк для свободного доступа к запасному колесу.

Слева поставил самый габаритный агрегат - сабвуфер, а справа и на спинке заднего сиденья - усилители и конденсатор. Для усилителей изготовил специальные короба с откидными крышками, чтобы можно было добраться до проводки и регулировок.

Весь багажник сверху закрыт акустической полкой собственного изготовления, для неё я даже придумал торговую марку, обыграв собственные инициалы «заграничными» буквами.




  ПВ новом полу сделал люк для свободного доступа к запасному колесу.ПВ новом полу сделал люк для свободного доступа к запасному колесу.
Слева поставил самый габаритный агрегат - сабвуфер, а справа и на спинке заднего сиденья - усилители и конденсатор. Для усилителей изготовил специальные короба с откидными крышками, чтобы можно было добраться до проводки и регулировок.Слева поставил самый габаритный агрегат - сабвуфер, а справа и на спинке заднего сиденья - усилители и конденсатор. Для усилителей изготовил специальные короба с откидными крышками, чтобы можно было добраться до проводки и регулировок.
Весь багажник сверху закрыт акустической полкой собственного изготовления, для неё я даже придумал торговую марку, обыграв собственные инициалы заграничными буквами.Весь багажник сверху закрыт акустической полкой собственного изготовления, для неё я даже придумал торговую марку, обыграв собственные инициалы заграничными буквами.



Всякое разное

Для соблюдения общего стиля и предотвращения нежелательных отражений звуковых волн обтянул карпетом некоторые детали салона, в том числе и торпедо. На потолке в месте крепления переднего плафона освещения поставил индикатор напряжения, который очень помогает при работе системы с заглушенным двигателем. Проводку делал по неоднократно описанным в рубрике «Системы» правилам: силовые провода - по центру, межблочники и акустические - по боковым сторонам салона. Кабели сплетены в косички, через короткие равные промежутки соединены хомутками и упакованы в гофрированные трубки, которые, в свою очередь, прикреплены к полу салона плотным двусторонним скотчем через каждые 15 см.

Для соблюдения общего стиля и предотвращения нежелательных отражений звуковых волн обтянул карпетом некоторые детали салона, в том числе и торпедо. На потолке в месте крепления переднего плафона освещения поставил индикатор напряжения, который очень помогает при работе системы с заглушенным двигателем. Проводку делал по неоднократно описанным в рубрике Системы правилам: силовые провода - по центру, межблочники и акустические - по боковым сторонам салона. Кабели сплетены в косички, через короткие равные промежутки соединены хомутками и упакованы в гофрированные трубки, которые, в свою очередь, прикреплены к полу салона плотным двусторонним скотчем через каждые 15 см.Для соблюдения общего стиля и предотвращения нежелательных отражений звуковых волн обтянул карпетом некоторые детали салона, в том числе и торпедо. На потолке в месте крепления переднего плафона освещения поставил индикатор напряжения, который очень помогает при работе системы с заглушенным двигателем. Проводку делал по неоднократно описанным в рубрике Системы правилам: силовые провода - по центру, межблочники и акустические - по боковым сторонам салона. Кабели сплетены в косички, через короткие равные промежутки соединены хомутками и упакованы в гофрированные трубки, которые, в свою очередь, прикреплены к полу салона плотным двусторонним скотчем через каждые 15 см.












Строительство саба

Поскольку в строительстве сабов практического опыта не было вообще никакого (зато энергии и теоретического фундамента - хоть отбавляй), будущую конструкцию решил упростить, то есть не делать сложные криволинейные поверхности из стеклоткани, требующие замороченных технологий и дорогих материалов. По замыслу и техническому заданию, ящик должен был располагаться в багажнике с левой стороны и приблизительно (насколько позволяет выбранная технология) повторять обводы арки колеса, причём в размерах я себя не ограничивал, картошку мешками не вожу, а пара сумок поместится вполне, а если что, так саб и вовсе можно на время снять.

С сабвуферной головкой определялся довольно долго, читал тесты, анализировал системы в других автомобилях, советовался с людьми, очень много ходил по магазинам, смотрел и слушал. В результате выбор остановил на JL audio 12W0-4. Когда покупал головку, уже знал, что буду делать фазоинвертор и что производитель рекомендует для этого варианта акустического оформления 70 л объёма и порт размерами 102 х 345 мм. И то и другое предстоящую задачу не упрощало, но боролся с трудностями я по-разному.

Работу начал с изготовления макета из пенопласта. На этом этапе для меня было важно определиться с окончательной формой и размерами будущего ящика, понимая, что потом изменить что-либо будет невозможно. Куски пенопласта резались с ходу и подгонялись по месту. Макет сделал без верхней и лицевой стенок, они самые простые и в изготовлении, и в установке. Когда всё сошлось, макет разобрал, все детали пометил - и получил готовые лекала для будущего ящика.

Пару слов про материал ящика. Знаю, как уважают в сабостроительных кругах фанеру. Её-то я и выбирал в магазине, когда случайно увидел мебельные щиты толщиной 30 мм. Посмотрел, потрогал, качество и плотность дерева очень хорошие, фанера же была удручающего вида и не внушала доверия. В итоге решился и купил 4 мебельных щита, из которых и получился ящик.

По пенопластовым лекалам вырезал из мебельных щитов все необходимые детали.

Для примерки, подгонки в багажнике и замера внутреннего объёма водой временно собрал ящик на нескольких саморезах. Эксперимент по водяному замеру объёма проходил в домашней ванне. Ящик в это время был и негерметичен, и неводостоек, поэтому внутрь укладывались пакеты, наполненные из литровой мензурки точно отмеренным объёмом воды. Сумма слагаемых составила 68 л, это почти с ювелирной точностью соответствовало рекомендациям производителя.
Потом последовала полная разборка ящика на составляющие и окончательная сборка уже всерьёз и навеки - при помощи жидких гвоздей и двух сотен саморезов. Коробка получилась очень прочной и надежной для работы в ней 250-сильного сабвуфера.

После того как мастика высохла, обклеил весь ящик кусками поролона толщиной 10 мм.
Отдельно хотелось бы рассказать об изготовлении порта. Де
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течение 5 дней со дня публикации.